ВДОЛЬ ТРАНССИБА
В Центральной Сибири издавна мыли золото, находили железную руду. В екатерининскую эпоху на саянских рудниках добывали цветные металлы. Уголь высокого качества давали черногорские копи. В 1870 году на берегу реки Сыя нашли "горное масло", что послужило толчком к поискам нефти в Южно-Минусинской впадине. Развитию недродобывающей отрасли способствовало и строительство Транссиба. После революции многие рудники были заброшены, но с началом индустриализации сырьевая отрасль вновь начала развиваться.
Однако в советские времена минерально-сырьевая база края осваивалась неравномерно. На одних территориях строились заводы и поселки, другие по-прежнему оставались неисследованными и неосвоенными. Больше всех "повезло" угольным месторождениям, расположенным в центральной, наиболее экономически развитой части, где проходит Транссибирская магистраль. Вокруг угольных предприятий росли городки, развивалась социальная сфера. Золотоносные месторождения тоже не были обделены вниманием. Был освоен и юг края с его небольшими запасами железных руд. А вот районы Нижнего Приангарья, не говоря уже о Крайнем Севере, где сосредоточены запасы нефти и газа, были освоены слабо, поскольку никогда не имели развитой инфраструктуры. Статус горно-промышленных получили лишь Северо-Енисейский, Курагинский, Мотыгинский, Бородинский, Назаровский и Шарыповский районы.
ПЛАТИМ НАЛОГИ И СПИМ СПОКОЙНО
Проблем у недродобывающей отрасли много. Это и несовершенство законодательства, и слабая инфраструктура, и отсутствие государственной поддержки…
И все же основная причина нынешних трудностей кроется в российской системе налогообложения. Она, к сожалению, радикально отличается от зарубежных. Если в западных странах частный капитал привлекается за счет предоставления компаниям-недропользователям льготных налоговых условий, то у российских предпринимателей такого стимула нет. В США, например, недропользователь полностью освобождается от уплаты налогов, но при этом 15-20% от его прибыли направляются на развитие минерально-сырьевой базы страны.
В России до 2000 года часть прибыли от реализации полезных ископаемых возвращалась в федеральный и региональные бюджеты, а уж затем в виде целевых отчислений направлялась на геолого-разведочные работы. Иначе говоря, разведка минеральных ресурсов велась за счет государственных целевых программ. Однако с вводом в действие второй части Налогового кодекса эти отчисления были заменены налогом на добычу полезных ископаемых и практически растворились в доходной части бюджета.
В результате, по подсчетам специалистов Минприроды России, объемы финансирования геолого-разведочных работ сократились в 2,5-3 раза.
Сегодняшняя ситуация сводится к тому, что сиюминутные интересы бюджета оказываются важнее перспектив развития отрасли.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
Что нужно сделать, чтобы обеспечить дальнейшее освоение минерально-сырьевой базы края, а значит, и развитие недроперерабатывающей промышленности?
Прежде всего – выявить экономически выгодную часть запасов минерального сырья. По экспертным оценкам, она составляет 10-25% валовой стоимости минерально-сырьевых ресурсов края. Причем разведку новых месторождений необходимо вести за счет федеральных средств. Необходимо также усовершенствовать законодательную базу, четко разделить полномочия федеральной и региональной власти. Местная власть должна иметь возможность самостоятельно перераспределять непривлекательные для большого бизнеса участки и передавать их среднему и малому бизнесу или индивидуальным предпринимателям.
ЗАПАСЫ БУДУТ ВОСПОЛНЯТЬСЯ
Первые шаги на пути к возрождению отрасли уже сделаны. В июне 2003 года были внесены поправки в федеральный и краевой законы о недропользовании. Разработана краевая целевая программа "Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы в Красноярском крае в 2003 году". В программе предусматривалась подготовка запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых для сбалансированного развития Красноярского края. В рамках программы было запланировано выделение средств на восполнение истощенных сырьевых запасов и создание сырьевых баз новых, дефицитных для России видов полезных ископаемых.
Ключевым моментом программы стала ориентация на те виды сырья, которые будут востребованы промышленностью уже в ближайшее время. Это алюминиевое сырье, марганцевые и титановые руды, хромиты, руды редких металлов, алмазы и самоцветы.
В данный момент администрацией края разрабатывается программа развития отрасли на 2004-2005 гг., ориентированная уже на стратегические интересы региона. Речь идет уже не только о простом восполнении сырьевых запасов, но и о создании мощного потенциала для дальнейшего стабильного развития. Край должен перестать быть "сырьевым придатком", из простого экспортера сырья превратиться в его переработчика. Поэтому одна из главных задач на ближайшее будущее – техническое перевооружение предприятий отрасли.
Если эта программа будет успешно реализовываться, то в скором времени любой участок земли, содержащий полезные ископаемые, будет освоен, разработан и сможет приносить доход и недропользователю, и государству.
Надежда РЕПНИКОВА
Александр Георгиевич ЕХАНИН, начальник Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по Красноярскому краю:
– Все направления нашей работы одинаково важны. По крайней мере, ни одно из них нельзя отодвинуть на второй план. И все же, если не вдаваться глубоко в детали, я бы выделил две главные, основополагающие задачи, стоящие перед министерством в целом и нашим управлением в частности. Именно в Красноярском крае, который чрезвычайно богат минерально-сырьевыми ресурсами и в котором хорошо развиты крупномасштабные производства, решение этих задач приобретает особую остроту и актуальность.
Во-первых, перед нами стоит проблема кардинального уменьшения вредных для здоровья человека и состояния окружающей среды выбросов промышленных производств. Работать в этом направлении нужно так, чтобы не пострадали сами предприятия, их трудовые коллективы. Поэтому соответствующие санкции нашего управления – это как бы палка о двух концах. С одной стороны, мы наказываем предприятия за наносимый экосистемам вред, с другой стороны, не ставим их в экономический тупик, а поощряем к внедрению новых технологий – более современных и экологически чистых.
Во-вторых, мы должны активизировать геолого-разведочные работы, которым в последние 10 лет не уделялось должного внимания.
Минерально-сырьевая база, подготовленная к разработке еще в дореформенные времена, постепенно исчерпывается, а новых изысканий практически не ведется. Между тем существует золотое правило: на каждое "вычерпанное" месторождение должно быть "найдено" и подготовлено как минимум равноценное. В этом смысле мы обязаны обеспечивать хотя бы простое воспроизводство минерально-сырьевой базы края с перспективой перехода на расширенное. Геолого-разведочные работы должны вестись постоянно, и более того, их объемы необходимо наращивать. Без этого добывающие отрасли, составляющие основу экономики края, просто-напросто рискуют остаться "у разбитого корыта".