В СССР, как известно, был могучий ВПК, мощные металлургическая и химическая отрасли. Соответственно, "под них" сложилась и геологическая служба: разветвленная, с "богатыми" кадрами и огромным опытом разведки месторождений всех видов ископаемых. Достаточно сказать, что в Красноярском крае в те времена работало 45 000 (!) геологов. В настоящее время в отрасли заняты от силы 12-15 тыс. человек; некоторые экспедиции ликвидированы, кадровый состав нескольких крупнейших "усох" в 10 раз.
"С одной стороны, это вполне объяснимо, – считает начальник Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Красноярскому краю Александр Георгиевич ЕХАНИН. – Государственный сектор экономики сузился, на первые роли выдвинулись частные компании, у которых "свои интересы". Но ведь никто не отменял важнейших стратегических задач, стоящих перед российским государством, задач, не зависящих от сиюминутного, конъюнктурного спроса на сырье".
Действительно, существует еще проблема создания резервных запасов стратегического сырья, без которых экономика России может попасть в зависимость от тех или иных внешних факторов. Опять же про "задел" на будущее нельзя забывать. Плюс текущая задача привлечения инвесторов. Привлекательные объекты надо разведать и соответствующим образом подготовить: все это требует времени и планомерного, "не урезанного" финансирования. Причем игра-то свеч стоит. По словам Александра Георгиевича, один геолог в перспективе обеспечивает работой 10 человек, которые будут заняты на добыче, переработке, транспортных перевозках и т.п.
Если геологоразведкой не заниматься сейчас (откладывая ее до "лучших времен"), то через 15-20 лет "мы можем встать перед проблемой, которая не решается вообще, потому что на ее решение требуется время, сопоставимое с упущенным". Яркий пример – Талнахский рудник в Норильском промрайоне. Это основное сейчас для комбината месторождение искали 20 лет, искали загодя, не жалея денег, предвидя, что разведанные запасы рано или поздно подойдут к концу. А что было бы, если б решили сэкономить силы и средства? Вряд ли Норильск тогда смог бы быть "локомотивом" экономики края.
В лучшем случае "доведение до ума" одного месторождения требует 8-10 лет работы геологов, причем на одну удачу приходится несколько "промахов". И потому "текущая" экономия может обернуться будущим провалом целых отраслей. Между тем в 2001 году по несколько приободрившейся после целого ряда кризисных лет геологоразведке был нанесен очередной финансовый удар. Законодательство было изменено таким образом, что целевые налоговые отчисления в "защищенный" фонд превратились в "налог на добычу", который идет в консолидированный бюджет в виде "безликой денежной массы".
Один геолог в перспективе обеспечивает работой 10 человек, которые будут заняты на добыче, переработке, транспортных перевозках и т.п.
В Красноярском крае, как территории "особо заинтересованной", был в ответ на это принят закон о целевом бюджетном фонде, предназначенном для целевого финансирования геолого-разведочных работ. Но в результате случившегося в 2002 году острого бюджетного дефицита действие закона было заморожено. Как было оно заморожено в 2003 году и как, видимо, будет в 2004-м. В результате финансирование отрасли резко снизилось. С 480 миллионов рублей в 2001 году оно упало до 200 миллионов в 2002-м и 153 миллионов в 2003-м. Впервые финансирование из федерального бюджета превысило краевое (368 млн – в 2002 году и 163 млн – в 2003-м).
Идеологическую базу под это урезание можно было бы подвести известной фразой губернатора Хлопонина, который как-то сказал в одном из телевизионных интервью, что "геологи за 5 лет потратили 10 миллиардов рублей и не открыли ни одного месторождения". Но по краю (за вычетом Таймыра и Эвенкии) цифры совсем другие. С 1998 года по 2002-й на геологоразведку было затрачено 1,7 млрд рублей. Был разведан и доведен до стадии госэкспертизы и "защиты запасов" целый ряд золоторудных, медно-никелевых и других месторождений. Причем 1 рубль, вложенный в работу геологов, обещает вернуть до 23 рублей "сдачи" – те деньги, которые придут в бюджет после введения данных месторождений в эксплуатацию (через продажу лицензий, налоговые платежи и т.п.).
Нет, видимо, никуда не деться от того факта, что деньги вкладывать придется и вкладывать, в том числе из краевого бюджета. Федерация не решит всех проблем по развитию минерально-сырьевой базы края. Непосредственную выгоду от геологоразведки получает край, а значит, именно он – наиболее заинтересованная сторона. К тому же "настоящие государственники" должны думать не только на ближнюю перспективу в 2-3 года, но и на 10, 15, 20 лет вперед.
Виктор НИКОЛАЕВ