Вы в состоянии представить себе высотный дом без лифта? Нет? Тогда можете понять всю важность служб, занимающихся техническим обслуживанием, ремонтом, заменой устаревших лифтов. 35-й год занимается подобной работой в Красноярске и других городах края, а также в Хакасии, Иркутской и Читинской областях ЗАО «Востоксиблифт», возглавляемое генеральным директором Иосифом Брониславовичем Горанским. Всего на балансе предприятия более шести тысяч лифтов, больше половины из которых в жилых домах, больницах и учреждениях Красноярска. Обслуживает их 860 человек - операторы, лифтеры, электронщики, механики, электромеханики по обслуживанию лифтов, работники аварийных служб. Журнал «Миллион» уже рассказывал о ЗАО «Востоксиблифт» ровно год назад. Ситуация, по словам генерального директора, была тогда более чем сложная.
- Какие же изменения, Иосиф Брониславович, произошли за минувшие двенадцать месяцев?
- Изменения есть, это естественно. Во-первых, мы смогли существенно сократить задолженность по зарплате, несмотря на то, что бюджет в первом квартале принят еще не был и почти три месяца деньги нам не выплачивали. Но город изыскал возможность помочь. Во-вторых, если в прошлом году у нас было 593 устаревших лифта, то в нынешнем их число увеличилось на 110. Вопрос капитальных ремонтов лифтов в Красноярске с места не сдвинулся. Лифты необходимо ремонтировать раз в восемь лет, а они уже десять и более лет без капитального ремонта. Объясняют, что в бюджете нет средств. Число простоев лифтов снизилось более чем в три раза, повысилась ответственность в коллективе. И даже после длительных майских праздников простаивало 55 лифтов, причем из них по техническим причинам всего 7, остальные «растерзаны» хулиганами. Кроме Красноярска, в число так называемых проблемных городов входят Минусинск, Дивногорск, Шарыпово - главным образом по вопросам погашения долгов и оплаты работ. Однако если, скажем, раньше Сосновоборск был в худшем положении, то с приходом нового мэра был заключен трехсторонний договор: бюджет платит свою часть, жилищный трест - средства, собранные с населения; есть значительные улучшения.
Администрацией города выделены деньги для выполнения диспетчеризации - уже есть проект, движемся вперед.
Благодаря диспетчеризации лифтов, во-первых, уменьшается обслуживающий персонал, а значит, стоимость обслуживания лифтов, во-вторых, устанавливаются приборы безопасности, которые позволяют сделать работу лифтов более безопасной. Внедрение современной дипетчерской связи позволяет привести старые лифты в соответствие с правилами 1992 года, так как в этих правилах появились новые требования, повышающие безопасность пользования лифтами. Если кабина лифта остановилась по какой-то причине, то пассажир оказывается в сложной ситуации, а так он, нажав кнопку, может поговорить с диспетчером и получить быструю помощь. Для того чтобы обеспечить круглосуточную работу лифта (допустим, на пульт подключены двадцать лифтов), требуется четыре человека, а можно собрать, например, на один пульт пятьдесят лифтов, которые будут обслуживать те же четыре диспетчера. Чем больше лифтов на пульте, тем ниже цены для населения, ведь не секрет, что жилищно-коммунальная реформа ведет к тому, что люди будут платить за услуги все сто процентов. Значит, вложив средства один раз, можно получать многократную выгоду.
- Подобные новшества ожидаются только в Сосновоборске?
- По многим городам. Конечно, имеются системы диспетчерской связи, но они во многом устарели. Внедряя новый проект, мы будем знать, что эти лифты более безопасны, соответствуют необходимым требованиям и нормативам. Один из этапов диспетчеризации уже выполнен в Ачинске, подготовлен проект в Сосновоборске, прорабатывается вопрос в Минусинске.
- Присоединились ли к вам какие-то новые города? Появились ли там службы вашего предприятия?
- Наши филиалы работают в Абакане, Саяногорске, в Иркутской области совместно с местной администрацией создан Байкаллифт. Иркутяне занялись диспетчеризацией очень серьезно: практически весь город переведен на эту систему. Большие подвижки в Усть-Илимске, где, кстати, все лифтовое хозяйство передано нам на комплексное обслуживание, т. е. мы взяли функции не только ремонта лифтов, но также их обслуживания: за нами функции операторов, связистов. Мы пошли на это дело по обоюдному согласию. И там улучшилось положение с платежами, начали погашать старые долги.
- Какие проблемы с обслуживанием лифтов в Красноярске?
- Из 3700 красноярских лифтов - 593 устаревших, добавляется еще 110. Осталось 217 лифтов, которые необходимо менять: они отработали по 33 года и более (при сроке службы в 25 лет) и не соответствуют правилам. В любой момент может произойти несчастный случай. Самая большая проблема - замена лифтов. Разрабатывалась программа, которая находится в подвешенном состоянии, а если не будет выделено средств, начнется остановка лифтов. (Аналогичная картина была в Воронеже: там остановили сто лифтов.) Два лифта заменили - по улицам Семафорной, 193 и 60 лет Октября, 54, но, согласитесь, это капля в море. Если же учесть, что ежегодно в Красноярске будет устаревать по сто десять лифтов, мы можем прийти к очень тяжелым последствиям. Не секрет, в России имеются города, в которых количество устаревших лифтов достигает 60 процентов. Поэтому не знаю, как выходить из этого положения. Представьте себе: замена лифта со стоимостью оборудования в пределах 500-600 тысяч. Где жильцы одного подъезда соберут такие деньги? Остановлены первые шесть лифтов - стоят с мая прошлого года на улице Свердловская, 11.
Кроме того, для ремонта устаревших лифтов требуется много запчастей, но из-за отсутствия оплаты выполненных работ нет средств для их приобретения.
- Иосиф Брониславович, во время нашей прошлогодней встречи вы говорили о необходимости разделения финансовых потоков и выделения отдельной строкой в бюджете оплаты за лифт. Решился ли этот вопрос?
- Окончательно не решился. Имеется указание главы города Петра Ивановича Пимашкова: при очередном повышении тарифов заложить оплату за лифты на сто процентов, зато не повышать другие тарифы. Красноярск, по-моему, остался единственным из городов, где население платит за жилищно-коммунальные услуги (куда входит и оплата за пользование лифтом) 40 процентов, а бюджет - 60. Давайте буквально на пальцах просчитаем: техническое обслуживание лифта на девять остановок стоит 600 рублей, в подъезде - 36 квартир. 600 делим на 36 - около шестнадцати рублей с копейками. А сколько платят за телевизионную антенну? Пятнадцать рублей. Вот и сравните: антенна и лифт. А разница между ними, извините, большая. У наших соседей в Иркутске или в Кемерове оплата за лифт выше, чем в Красноярске. В Красноярске по сравнению с другими городами очень корректные, невысокие цены и лифтовое хозяйство пока держится в приемлемом состоянии.
- Проблема проблем - хищение цветных металлов... Насколько известно, лифты от этого беспредела страдают особенно сильно?..
- Хищение цветных металлов продолжается, поэтому некоторые детали приходится изготавливать самим из черных металлов, чтобы соблазна украсть не возникало. Если говорить о людях, то наши специалисты работают в данной сфере по много лет. К примеру, лично я в следующем году буду отмечать юбилей - 30 лет работы в лифтовом хозяйстве. Пришел сюда в июне 1973 года с должности начальника энергоцеха на заводе. Востоксиблифт в следующем году отметит свое тридцатипятилетие, а есть у нас люди, которые трудятся по 31 году. Например, давно работает электромехаником Анатолий Михайлович Шут, Алексей Алексеевич Медведев, в микрорайоне Солнечном трудится начальником участка Александр Григорьевич Соседов - и лифты у него по городу в самом лучшем состоянии. На таких людях ведь все и держится.
- Образование и кадровая политика: хотелось бы, чтобы вы остановились на этих моментах более подробно.
- Старая пословица «Кадры решают все» своей злободневности не потеряла. Проводим курсы повышения квалификации для электромехаников, переучиваем для работы на современные системы лифтов, обучаются наши ИТР. Есть соответствующая лицензия, свой учебный класс. Приезжают обучаться к нам из Иркутска, Якутска. Существует определенная программа подготовки специалистов. Учатся наши бухгалтера, юристы, даже я в позапрошлом году проходил переподготовку в Москве на курсах повышения квалификации при Российской государственной академии по своей отрасли. Ежегодно бывают всероссийские совещания, куда съезжаются представители всех лифтостроительных заводов, эксплуатационники, монтажники, представители инспектирующей организации - Комитета Госгортехнадзора России. Решаются реальные серьезные дела. Последнее такое совещание состоялось в апреле в Москве. Подготовке кадров уделяем самое большое внимание, ведь лифты все усложняются, появились даже с микропроцессорной системой управления, т. е. с отверткой и пассатижами туда не залезешь. Есть кому учить и как. Издавна заведено: ни один инженерно-технический работник не придет к нам со стороны. Все вначале не один год проходят школу электромеханика. Так что нерадивым и технически неграмотным работникам у нас не стать руководителем даже небольшой службы.
Сергей ПЕТРОВИЧ