Количество дел о банкротстве различных хозяйствующих субъектов в России продолжает увеличиваться. Об этом красноречиво говорит статистика. Так, если по состоянию на 1 января 2001 года было зарегистрировано 21 тыс. 8 дел о финансовой несостоятельности предприятий России, то на 1 января 2002 года суммарное количество составило 42 тыс. 802 дела о банкротстве. Несмотря на свою молодость (10 лет существования), институт банкротства сегодня востребован в России, и Красноярский край здесь не исключение. Формирование института банкротства специалисты называют необходимым этапом в строительстве рыночной экономики. В последние годы процедура банкротства стала более привычной, а вот требования к уровню профессиональной подготовки антикризисных управляющих значительно повысились. В настоящее время появляются всевозможные объединения арбитражных управляющих, которые образуются с целью аккумулирования опыта проведения процедур, а также повышения квалификации специалистов по антикризисному управлению: управляющих, их помощников, оценщиков, юристов, бухгалтеров, финансистов, экономистов. В Красноярском крае два года назад тоже было образовано некоммерческое партнерство «Профессиональные антикризисные управляющие Красноярского края» (НП «ПАУКК»), учредителями которого выступили Центрально-Сибирская Торгово-промышленная палата РФ, ряд других аудиторских фирм и сами арбитражные управляющие.
Профессионализм прежде всего
Одним из основных направлений деятельности некоммерческого партнерства «Профессиональные антикризисные управляющие Красноярского края» является обучение, подготовка и повышение квалификации специалистов по антикризисному управлению. Дело в том, что подготовка таких специалистов в российских вузах до последнего времени не велась, а потребность в них была и остается довольно высокой. Кроме того, сегодня НП «ПАУКК» - единственная в крае организация, занимающаяся повышением профессионального уровня таких специалистов.
Также партнерство занимается формированием и развитием программ по подготовке, переобучению и повышению квалификации специалистов по антикризисному управлению, консультирует по вопросам применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), способствует созданию условий для обмена опытом антикризисных управляющих, занимается разработкой учебных и методических материалов по вопросам антикризисного управления.
Как правило, семинары, обучающие курсы, «круглые столы» и дискуссии проводятся на базе Красноярского государственного университета. С этим вузом у организации «Профессиональные антикризисные управляющие Красноярского края» давние партнерские отношения. К тому же это высшее учебное заведение единственное в крае имеет лицензию на обучение такого рода специалистов.
Для проведения занятий партнерство привлекает преподавателей многих ведущих вузов, в том числе московских, а также специалистов территориального отделения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, опытных арбитражных управляющих, представителей администрации Красноярского края, краевой налоговой полиции, таможенного комитета, руководителей банков и многих других специалистов, имеющих опыт в антикризисном управлении.
Поскольку антикризисные управляющие - это особая социальная группа, которая должна обладать уникальным опытом управления в условиях повышенного риска, отбор и обучение кризис-менеджеров, по словам президента некоммерческого партнерства Виктора Ивановича Глухова, нужно проводить очень тщательно. Претенденты должны иметь, как правило, высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы на руководящих должностях. Сравнительно недавно в некоммерческом партнерстве «Профессиональные антикризисные управляющие Красноярского края» начали подготовку помощников арбитражных управляющих. «На этот счет были мнения, что, готовя помощников арбитражных управляющих, мы просто зря тратим время, в то время как можно было бы сразу готовить управляющих. Но управляющим ведь может стать не каждый, - убежден Виктор Иванович Глухов. - Здесь нужны не только знания, но и определенный опыт, умение организовать команду профессионалов, умение общаться с людьми и много других факторов. Если выяснится, что помощник управляющего находится не на своем месте, это не будет иметь столь плачевных последствий, как если бы он был управляющим.
В то же время, если в человеке будет чувствоваться потенциал для того, чтобы стать управляющим, он всегда сможет это сделать, пройдя соответствующий курс подготовки. Немаловажным также является тот факт, что обучение помощников управляющих позволило нам хотя бы частично решить проблему нехватки числа арбитражных управляющих для предприятий-банкротов агропромышленного комплекса. Из города в село профессиональные управляющие едут неохотно. А там ситуация очень сложная. К сегменту потенциально несостоятельных, в том числе и находящихся в состоянии банкротства, относятся 27% сельхозпредприятий края. Для решения проблемы взят курс на обучение помощников арбитражных управляющих людей, уже работающих в системе АГК. Как правило, это специалисты с высшим образованием, имеющие немалый опыт работы. Позднее, уже в процессе работы помощниками арбитражного управляющего, они могут получить второе высшее образование - экономическое или юридическое, после чего пройти обучение на курсах подготовки антикризисных управляющих. На сегодняшний день это единственный выход обеспечить предприятия-банкротов арбитражными управляющими в сельских регионах.
Да и кто как не люди, сами постоянно живущие в районе, заинтересованы в том, чтобы предприятие в их районе работало, и работало стабильно».
Освоение антикризисных процедур должно сделать из управляющего своего рода суперменеджера, способного грамотно и социально наименее болезненно реорганизовать или ликвидировать предприятие. Основной задачей антикризисного управляющего должна стать разработка конкретного, экономически обоснованного бизнес-плана вывода предприятия из кризиса и планомерное проведение политики в заданном направлении. Для этого на курсах повышения квалификации специалистов по антикризисному управлению, помимо основ теории управления, процессов разработки эффективной стратегии и формирования маркетинговой политики предприятия, изучения функций управления, оценки внешних и внутренних факторов, зарубежной практики банкротств, практики антикризисного управления, изучаются вопросы бизнес-планирования, в том числе системы планирования и типы бизнес-планов.
После освоения программы курсов подготовки арбитражных управляющих и успешной сдачи квалификационного экзамена кандидату выдается свидетельство специалиста по антикризисному управлению. Затем необходимо получить лицензию. Российским законодательством предусмотрена выдача лицензий трех категорий. Хотя согласно новому Закону о лицензировании отдельных видов деятельности арбитражное управление будет исключено из сферы лицензирования. Но это дело времени, а пока лицензия первой категории позволяет осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего или его заместителя при проведении процедур банкротства в отношении индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Арбитражный управляющий второй категории может работать уже на более крупных предприятиях.
Наиболее социально значимые и крупные предприятия находятся уже в ведении управляющих третьего категории. По словам В. И. Глухова, последних в России единицы. Но это, по мнению президента некоммерческого партнерства, не означает, что в крае недостаточно высокопрофессиональных управляющих, умелая работа которых позволяет обеспечивать финансовое оздоровление несостоятельных предприятий. Такие специалисты в крае есть, среди них бывший директор Сосновоборского завода автомобильных прицепов Николай Васильевич Зубенко, внешний управляющий ФГУП «Чернореченский ЛПХ» Людмила Анатольевна Смеян, внешний управляющий из Назарова Николай Анатольевич Савельев, бывший управляющий ОАО «Искра» Григорий Александрович Славкин и многие другие.
Положительным моментом текущего периода В. И. Глухов назвал появление все большего числа профессиональных арбитражных управляющих в нашем крае. Если ранее при рассмотрении вопроса о назначении на предприятие арбитражного управляющего была зачастую представлена всего 1 кандидатура, которую в конечном итоге и выбирали, то сегодня в арбитражном суде находится уже по 5-6 заявлений от различных органов, в которых преедложены свои кандидатуры. Таким образом, у арбитражного суда появилась возможность выбора арбитражного управляющего на конкурсной основе. Это означает, что человеку случайному на эту должность попасть будет сложно.
Оценка недвижимости на высоком уровне
Помимо обучения специалистов антикризисного управления НП «ПАУКК» ведет активную работу по оказанию помощи антикризисным управляющим в решении практических задач, таких как разработка планов арбитражного управления, проведении независимой оценки недвижимости. Для проведения независимой оценки приглашаются эксперты-оценщики одного из учредителей партнерства - Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты. Они имеют все необходимые лицензии, используют современные методики оценки и являются высококлассными специалистами.
Бизнес-план - это важно
|
|
Внешний управляющий ФГУП «Чернореченский ЛПХ» Людмила Анатольевна СМЕЯН |
|
Партнерством накоплен большой опыт проведения процедур реорганизации и ликвидации, а также мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий. Тем не менее сюда для разработки бизнес-плана и анализа «узких» мест в экономической жизни фирмы обращаются также вполне здоровые в финансовом отношении предприятия. По ряду предприятий были проведены диагностики состояния, на основе которых были выполнены конкретные мероприятия, приведшие к улучшению производственно-хозяйственной деятельности. При разработке бизнес-плана для предприятий малого бизнеса партнерство привлекает специалистов Центра по развитию малого предпринимательства, который является одним из постоянных партнеров НП «ПАУКК».
Уже разработаны при участии партнерства и реализуются бизнес-планы для строительства мельничного комплекса для переработки зерна в Идринском районе, также разработана инвестиционная программа по строительству сахарного завода на юге края. В настоящее время некоммерческое партнерство ведет разработку бизнес-плана строительства в крае завода по переработке дикорастущих ягод и трав сибирской тайги. Кроме того, ведется разработка бизнес-планов строительства в крае заводов по переработке овощей, продукции пчеловодства и рыбы.
Одной из главных практических задач, реализуемых партнерством, стала возможность привлечения выгодных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Этому также способствует давнее сотрудничество партнерства с Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палатой. «Сегодня, проводя разработку бизнес-планов, наши специалисты отслеживают возможность перепрофилирования предприятия с учетом использования того или иного зарубежного или отечественного оборудования, - говорит В. И. Глухов. - Так, при разработке бизнес-плана строительства завода по переработке ягод и трав была найдена возможность поставки на завод немецкого оборудования. Германия готова вложить в предприятие инвестиции в виде оборудования, поскольку у немецкой стороны есть уверенность в том, что продукт переработки будет реально востребован на рынке. Нашлись инвесторы и под строительство сахарного завода, потому что эта продукция тоже будет востребована».
Стратегия партнерства
Несмотря на широкий спектр видов деятельности, которые осуществляет некоммерческое партнерство, оно намерено его расширять. По словам президента партнерства В. И. Глухова, будущие направления деятельности организации будут определяться прежде всего экономической ситуацией в регионе. Сегодня предполагается, что список уже существующих видов деятельности организации будет дополнен деятельностью на рынке ценных бумаг и банковских кредитов. В настоящее время совместно со специалистами Красноярского госуниверситета в этом направлении ведутся разного рода теоретические разработки.
Оксана ПРОЦЕНКО