На пике строительства предприятий-гигантов (особенно завода тяжелых экскаваторов) в Красноярском управлении треста "Красноярскстальконструкция" работало 400 человек. В самый тяжелый (для превратившейся в ЗАО "Стальмонтаж" организации) 1998 год численность работающих упала до 158. И только в последние два года начался заметный рост объемов производства, а значит, и численности персонала (добавилось 80 человек). Причем, по словам директора ЗАО Алексея Ивлева, на предприятие стали возвращаться многие из тех, кто покинул его в период спада. Появилась и молодежь (около 30 человек), значительно омолодился состав ИТР.
Во многом это объясняется не только ростом числа заказов и средней заработной платы (которая за два года увеличилась в 2 раза).
Монтажники-высотники, которые были на своем предприятии своеобразной элитой, имели там почет и уважение, перейдя на другую работу, оказались всего лишь "одними из многих". Вот и потянулись мужики, соскучившись по "настоящему делу", "домой" - в родной "Стальмонтаж". Часто даже, несколько теряя в зарплате.
Впрочем, не только ростом зарплаты и престижем профессии объясняется увеличение притока кадров. Немалое внимание на предприятии уделяется и социальной политике. Где еще можно, проработав 10 лет, получить квартиру, оплатив только 20% ее рыночной цены? И далеко не везде работникам предлагают путевки в детские лагеря отдыха (а также в санатории и на курорты) за 10% от их стоимости. Вкладываются деньги и в повседневный быт рабочих:
А что же производство? Здесь также идут позитивные сдвиги (обновляется автомобильный парк, приобретена и монтируется новая газорезательная машина), заменяются сварочные полуавтоматы:
Заказчик сейчас "смотрит на Запад" и видит там легкие, дешевые и прочные конструкции, возводимые в сжатые сроки. Этого же он требует и от местных монтажных организаций. Так что приходится соответствовать.
"Стальмонтаж" работал вместе с канадцами, шведами, турками, немцами и американцами: И со всеми зарубежными специалистами красноярские монтажники находили общий язык, вызывая неподдельное уважение у зарубежных коллег сжатыми сроками выполнения работ, сноровкой и смекалкой, "незападной" способностью работать столько, сколько нужно (а не от сих до сих), причем при любых погодных условиях: под дождем и снегом, на ветру и морозе. Потрясенные американцы, говорят, до сих пор присылают красноярским монтажникам поздравления с Рождеством:
"Еще несколько лет назад предприятие находилось на грани, - вспоминает Алексей Ивлев, - прекратилось строительство завода тяжелых экскаваторов, ушли заказы КраМЗа и КрАЗа. На безрыбье хватались за все: "мелочевка" типа изготовления и установки торговых киосков и павильонов порой составляла до 95% от всех заказов. И, конечно же, это было малоэффективно, часто работали себе в убыток - лишь бы хоть как-то продержаться, сохранить костяк, ядро коллектива:"
Зато сейчас "Стальмонтаж" работает, хоть и не с прежними "доперестроечными" объемами, но зато более мобильно и энергично. Причем, несмотря на то, что вернулись крупные заказы, здесь не отказываются полностью и от "мелких", которые составляют сейчас около 10-15% общего объема выполняемых работ. Причем, если в прежние времена красноярские монтажники заказывали на Челябинском и Мегетском заводах готовые конструкции, то сейчас изготавливают их сами. Последние 2 года ЗАО "Стальмонтаж" выполняет полный цикл работ: изготавливает ежемесячно 160-180 тонн металлоконструкций в собственных цехах, перевозит на своей технике и монтирует.
По-прежнему основным заказчиком предприятия выступает Красноярский алюминиевый завод, на котором постоянно идет реконструкция и требуются большие объемы монтажных работ. Два года работал "Стальмонтаж" на строительстве железногорского кремниевого завода. Интересна история с "Пикрой", которая сейчас проводит коренную реконструкцию, устанавливает новейшее оборудование и объединяет все цеха под одной крышей. Заказав целый ряд несущих конструкций в Новокузнецке, менеджеры "Пикры" пригласили для их монтажа новокузнецких же специалистов. Однако, присмотревшись к "Стальмонтажу", вскоре доверили основной цикл работ именно этой организации.
Однако гарантий обеспечения постоянным фронтом работ в рыночных условиях никто не дает. Даже при самой распрекрасной репутации в глазах потенциальных заказчиков. И если уходящий год сложился для монтажников весьма удачно, то сегодня руководство компании далеко не уверено в перспективах года 2002-го. Ведутся серьезные переговоры, есть "наработки", но конкретных решений (строить или не строить, а если строить, то когда) крупные заказчики пока не приняли.
Тем не менее, логика подсказывает, что пока в российской экономике наблюдается заметный рост реального сектора, не останутся без работы и серьезные монтажные организации "с именем". Особенно те, что имеют дело с быстрособираемыми металлоконструкциями. Ведь XXI век не терпит сколь-нибудь длительного омертвления капитала во всяческих долгостроях.
Виктор НИКОЛАЕВ