Металлоторговле в России столько же лет, сколько и производству металла. Но в так называемые советские времена металл не столько продавали, сколько распределяли. Метзаводы и комбинаты практически не имели отношения к сбыту своей продукции. В основном большая ее часть реализовывалась через систему существовавшего тогда Госснаба. Он фактически освобождал предприятия от торговых функций. После распада Союза и реорганизации государственной системы снабжения у многих предприятий возникла проблема с реализацией своей продукции: необходимо было менять прежние устои и выстраивать новые схемы металлоторговли. Однако многие производственники не имели опыта в рыночной деятельности, и потому функции по организации сбыта металлопроката взяло на себя новое структурное звено - возникшие или преобразованные из государственных торговых предприятий металлоторговые фирмы.
В настоящее время на рынке металлопроката Красноярска работает порядка 20 фирм. Большинство из них относится к категории мелких и средних, занимающихся чисто посреднической деятельностью: купил-продал. По настоящему же заявляют о себе лишь те компании, которые обладают достаточными средствами для проведения независимой сбытовой политики, содержания значительного складского хозяйства и оказания хотя бы минимального набора сервисных услуг. Таких на красноярском рынке немного. В их числе - фирма "Крид".
О том, как складывается сегодня ситуация на рынке металлопроката и какие тенденции в последнее время наметились в этой сфере деятельности, мы беседуем с исполнительным директором фирмы "Крид" Виктором Владимировичем Самусенко.
- Виктор Владимирович, почему вы решили главную ставку в своей деятельности сделать именно на строительную отрасль?
- На сегодняшний день Красноярск является крупнейшим мегаполисом с огромными объемами строительных, ремонтно-эксплуатационных и восстановительных работ. Рынок строительства жилья и объектов социальной сферы у нас очень развит. И я думаю, что если бы была возможность ввести в действие еще несколько домостроительных комбинатов, то наверняка они бы без работы не остались.
Кроме того, в Красноярске, да и в других городах края, сконцентрировано большое количество промышленных предприятий, относящихся практически ко всем отраслям хозяйства. Совокупность этих факторов и делает наш регион наиболее металлоемким, а, следовательно, и привлекательным для всех производителей металлопродукции.
- Рынок сбыта есть, но, в свою очередь, наверняка есть и много желающих его занять?
- Действительно, конкуренция на рынке металлопроката достаточно жесткая. Однако конкурировать по объемам поставляемой продукции, не устраивая при этом ценовой демпинг, способны лишь крупные металлоторговые фирмы.
Кроме того, за два года работы на рынке металлопроката у нас сформировался определенный круг постоянных клиентов. Так что сейчас мы без особых проблем, основываясь на специфике работы предприятий, можем просчитывать и прогнозировать объемы поставок необходимой металлопродукции. Но и на складах фирмы всегда есть некий "страховой" запас. Мы держим до трех тысяч тонн металлопродукции с той целью, чтобы наши потребители могли в любой момент приобрести необходимую продукцию.
- Виктор Владимирович, на ваш взгляд, в последнее время изменился ли рынок металлопроката и рынок продаж? И с какими проблемами приходится сталкиваться фирмам, занимающимся этим видом деятельности?
- По последним официальным данным в настоящее время экономическая ситуация в различных отраслях российской экономики складывается таким образом, что уже к 2005 году емкость внутри российского рынка черных металлов может вырасти до 27,5 млн. тонн. (примерно на 25%, то есть в год прогнозируется рост 5%). Конечно, на этот счет можно и поспорить, что цифры слегка завышены, но то, что в отрасли начался экономический подъем - факт бесспорный. Хотелось бы отметить то, что ситуация и на внутреннем рынке края тоже изменилась - рост производства в некоторых отраслях хозяйства сказался и на увеличении потребления металлопродукции. К положительным факторам можно отнести и некоторые изменения в сбытовой политике. Многие предприятия-производители стали более четко выстраивать свою сбытовую деятельность и ориентироваться, прежде всего, на крупные, финансово устойчивые фирмы, занимающиеся поставками металлопроката.
Помимо этого, в последнее время не только на краевом, но и на российском рынке металлопроката наметилась четкая тенденция: большинству потребителей нужны средние и небольшие партии металлопродукции. Покупатели предпочитают приобретать ограниченное число металла для конкретных нужд и проектов, отказавшись от практики покупки оптовых партий. Как свидетельствуют статистические данные, около 70% потребителей закупают до 30% объема металла мелкими партиями, охватывающими почти 75% сортамента. Металлоторговые фирмы способны обеспечить поставки любых, в том числе малых и даже розничных партий. На мой взгляд, предприятиям-потребителям это очень выгодно. Во-первых, мы даем им возможность приобретать немедленно ту продукцию, которая им необходима, не ожидая по несколько месяцев заказ с завода-изготовителя. Во-вторых, им нет нужды содержать у себя на балансе большие и затратные складские помещения и хранить крупные партии металла - все это стоит денег. А в-третьих, действующая система скидок и кредитование наших постоянных клиентов позволяет приобретать металлопродукцию не дороже, чем прямая поставка или, по крайней мере, дороже именно на стоимость искомой услуги.
- Сегодня одним из перспективных направлений считается создание на базе металлоторговых фирм сервисных центров, где будут оказываться дополнительные услуги по обработке металлопродукции. Возможно ли в перспективе создание подобного центра на базе вашей фирмы?
- Нужно сказать, что сейчас пришло время приводить торговлю металлопродукцией в соответствие с современными мировыми стандартами. Многие крупные производители и трейдеры уже вводят в свою деятельность новые схемы работ, позволяющие сделать этот бизнес как более эффективным, так и более полно удовлетворяющим запросы потребителей. Как сформировавшуюся тенденцию можно отметить возникновение при металлоскладах дополнительных небольших производств, выполняющих заказы по изготовлению изделий из металлопроката. Фирма "Крид" уже давно предоставляет своим клиентам определенный набор сервисных услуг. Здесь покупателю не только продадут любую партию необходимого металлопроката, но еще и проведут некоторые операции по доводке металлопродукции и подготовке ее к использованию: резку сортового металла, роспуск рулонов, упаковку, предварительную подготовку заказов и доставку.
Не так давно мы наладили совместное производство сетки-рабицы. И я думаю, что к весне будущего года объемы этого нового для нас вида производства значительно возрастут. Еще один новый вид деятельности, тоже непосредственно связанный с металлопрокатом, - производство арматурной сетки.
Так что сегодня, на мой взгляд, основные усилия направляются на завоевание доверия потребителя не столько скоростью доставки металлопродукции, сколько расширением уровня сервисных услуг.
- Последнее время политика российских производителей металлопроката направлена на исключение так называемых "ненужных" посредников и мелких трейдеров. Предприятия-изготовители стараются создавать в регионах собственные дилерские компании. Насколько перспективно это направление, и возможен ли процесс слияния некоторых региональных металлоторгующих фирм в одну дилерскую компанию либо создание некоего альянса?
- Попытки создать на территории края дилерскую сеть есть. Но, по мнению ряда аналитиков, заводские структуры не способны в полном объеме наладить работу и осуществлять контроль над этой системой. Почему? Практика показала, что торговые дома, которые и являются одним из подразделений завода-изготовителя, по большому счету не эффективны. Они не могут принимать оригинальные решения и во время ориентироваться на местном рынке. Такие структуры менее мобильны, им не удается во время демпфировать резкие скачки заводских цен, что, в свою очередь, сказывается и на уровне продаж и соответственно доли прибыли.
Что касается объединения, то в последнее время и производители, и трейдеры понимают, что определенная координация и совместные действия позволят гораздо эффективнее работать на рынке.
Сейчас происходит укрупнение производства. К примеру, между некоторыми предприятиями-производителями создаются некие альянсы. Однако сливания в одно единое целое не произойдет, так как у каждого предприятия свои интересы и, если хотите, даже амбиции. Такая же ситуация и среди металлоторгующих фирм. Фирма "Крид" уже сегодня очень плотно сотрудничает с рядом красноярских металлоторговых предприятий. Это дает нам возможность предложить нашим клиентам более широкий ассортимент продукции. Ведь, как известно, металлопрокат имеет достаточно много наименований и охватить их в рамках одной компании практически невозможно. А содружество и совместное партнерство на неких паритетных началах способно решить многие проблемы.
Олеся МИЗИНКО