Норильская горно-металлургическая компания одной из первых среди крупных российских фирм в буквальном смысле слова встала с колен и начала работать лучше и эффективнее, чем в прежние "благополучные" годы. Руководство ОАО "ГМК "Норильский никель", наращивая производство и улучшая социальные условия жизни своих работников, не забывало о том, что деньги, вырученные от продажи произведенной продукции, должны вкладываться в перспективные проекты.
У небольшого поселка городского типа Туим, расположенного в Ширинском районе республики Хакасия, есть общая черта с заполярным Норильском - без градообразующего предприятия его бы просто не существовало. В 80-х годах таковым здесь стал завод по обработке цветных металлов. Из пяти с половиной тысяч человек, проживающих в Туиме, рабочими местами он обеспечивал около 500. Когда в 1994 году начали "сворачивать" производство, поселок попал в разряд неперспективных. Жилищный фонд стал приходить в упадок, молодежь покидала родные места в поисках лучшей доли, а над людьми старшего поколения нависла угроза необеспеченной старости.
Любопытно, что еще в начале 90-х годов ТЗЦМ входил в пятерку крупнейших предприятий своего профиля. Но с распадом СССР начал хромать на обе ноги. Оборонный комплекс, дававший большинство заказов, развалился. Кабельная продукция и литье из цветных металлов не находили применения. Объемы производства упали до полутора тысяч тонн продукции в год, что составляло менее пяти процентов от плановой мощности. Не спасали положение и разовые сделки. Например, в 1997 году была выпущена небольшая партия провода с эмалевой изоляцией.
Вырученных денег не хватило даже на зарплату. В итоге к предприятию была применена процедура банкротства. Имущество досталось основному кредитору - местной администрации, которая в конце 2000 года объявила о намерении продать активы предприятия.
Наиболее перспективная часть кадров была утеряна. Остался костяк - несколько десятков человек. Именно они и сохранили основные фонды предприятия, так как "консервация" оборудования была, по существу, условной.
20 мая 2001 года в поселок Туим приехал уполномоченный представитель генерального директора ОАО "ГМК "Норильский никель" Владимир Орлов - человек опытный, знающий производство, профессиональный металлург, да еще с кандидатской диссертацией. На Норильском комбинате он проработал двадцать лет, пройдя путь от плавильщика до начальника управления собственности и работы с акционерами. В последние годы трудился в Москве, но связи с заполярным городом не терял.
В течение недели Владимир Николаевич оценивал ситуацию, сложившуюся на ТЗЦМ. Особое внимание было уделено состоянию оборудования, анализу себестоимости, системе сбыта готовой продукции. В итоге 20 июня было принято решение о покупке завода компанией "Норильский никель", 22 июня Владимир Орлов назначен генеральным директором ТЗЦМ. Сделкой остались довольны обе участвующие стороны: местная администрация нашла покупателя на простаивающий завод, а ГМК приобрела перспективное предприятие за небольшие деньги.
Пробный запуск основных агрегатов в начале июля показал, что завод может и должен давать продукцию. За короткий срок было приобретено необходимое сырье, топливо, различные масла для подготовки станков к эксплуатации, произведен ремонт оборудования, решены вопросы с долгами АО "Хакасэнерго" и администрации Ширинского района.
В течение месяца был укомплектован штат рабочих и служащих. Задача эта была не из простых - специалистов искали по всему Красноярскому краю. Сейчас на заводе трудятся 570 человек, из них около 100 - инженерно-технические работники. По словам Владимира Орлова, многим, принятым на работу, придется обучаться в процессе производства. Свои знания им будет передавать именно тот сохранившийся "костяк" коллектива, который в свое время сберег оборудование.
Запуск производства состоялся в День металлурга. "Мне не поверили, что такое возможно, - сказал генеральный директор ТЗЦМ. - Ведь любой здравый человек понимает, что четыре тысячи единиц оборудования, преимущественно электрического, запустить - дело непростое. Да к тому же после шестилетнего простоя. Сюда приезжали сотни людей - от разновысоких начальников до журналистов. Я разрешил все фотографировать и снимать на видеокамеры".
Безусловно, "Норильский никель" оказал новой дирекции завода всемерную помощь - управленческую, техническую и финансовую.
В первые дни на завод пришло сырье - цинк из Челябинска, катаный восьмимиллиметровый провод из Москвы, медные катоды из Норильска. Из проволоки и катодной меди изготавливают эмальпровод - линия по его производству является самой прогрессивной на заводе. Технология очень сложна - на провод наносится до 12 слоев лака. В результате стоимость катодной меди утраивается, а потребитель получает качественную продукцию. Дело в том, что в Сибири подобной продукции никто не изготавливает, и в этом регионе Туимский завод цветных металлов - монополист. А потребность в ней огромная: один завод "Бирюса" в состоянии скупить весь эмальпровод на корню. Первая партия дефицита была тут же законтрактована и отгружена покупателям.
С остальной металлопродукцией ТЗЦМ не все так просто и очевидно. Завод традиционно выпускал латунный пруток и латунную проволоку различных сечений. Сегодня, чтобы их можно было продать, необходимо доводить товар до европейских стандартов. Только таким путем можно оптимизировать производство и довести прибыль до максимальной.
Как считает Владимир Орлов, завод остановился в свое время из-за того, что была разрушена система связи с потребителями, и нынче ее налаживают. Чем шире будет номенклатура производимой продукции, тем гарантированнее рынок сбыта. Эти две задачи необходимо решить дирекции в ближайшее время, но важнейшая из них - именно сбыт готовых изделий. Для "раскручивания" товаров на внутреннем и внешнем рынке, для борьбы с конкурентами будет использоваться весь авторитет и потенциал ОАО "ГМК "Норильский никель".
Несмотря на удаленность от крупных экономических центров (350 километров до Красноярска и 170 - до Абакана), при хорошем контроле за транспортными потоками доставка сырья и произведенной продукции не будет занимать много времени. Задействуется в основном железнодорожный транспорт, составы можно подавать прямо к воротам завода. Что немаловажно: организована мощная охрана, и директор предприятия спокоен за безопасность грузов.
Туим возвращается к нормальной, полноценной жизни. В поселок потянулись люди, бежавшие от вынужденного безделья и постоянного безденежья. Большинство из них не продавало свои квартиры, когда завод остановился, надеясь, что перелом наступит. Старт дан хороший - средняя базовая зарплата на предприятии - около двух тысяч рублей, в то время как была не больше тысячи. Владимир Орлов обещает, что если удастся удержать пусковые темпы, то будет выплачиваться 50 процентов премии ежемесячно. А если рост производства превысит и эти показатели - прогрессивная премия. К январю 2002 года по уровню заработной платы ТЗЦМ должен выйти на третье место в республике Хакасия после "Саянского алюминия". Видимо, это та самая капиталистическая эксплуатация, которую так долго ждали!
Игорь КЛЮШИН