? 12(51) ДЕКАБРЬ 2001

   Главная тема

Некоторые особенности металлоторговли

Особенность первая - спрос опережает предложение

Рынок металлопроката переживает бум. В прошлом году производство стали в России возросло, по сравнению с 1999 годом, на 18% и составило 47,5 млн.т. Эти данные, превысив аналогичные показатели большинства других отраслей промышленности, вызвали соответствующие изменения в структуре металлопотребления. Причина взлета отрасли проста.

Металлургия всегда являлась базовой, можно сказать, ключевой отраслью для экономики страны. Ведь среди ее основных потребителей - машиностроение, оборонные структуры промышленности, капитальное строительство, топливно-энергетический комплекс и многие другие сферы народного хозяйства. Рост рынка металлопроката напрямую связан с тенденциями в экономике, где, как показывают некоторые аналитические исследования, последние год-два тоже наблюдался подъем.

В 2001 году выпуск проката черных металлов вырос примерно на 1%. Поскольку большая часть российской металлургической продукции идет на экспорт, уровень производства и размер прибыли сталелитейных предприятий напрямую зависит от конъюнктуры мирового рынка, доля России на котором составляет 12%. Так, впервые за несколько лет три крупнейших меткомбината, производящих примерно половину всего российского металлопроката, - Магнитогорский, Череповецкий ("Северсталь') и Новолипецкий - сократили объемы производства. По данным Госкомстата "Северсталь' снизила выпуск продукции на 4,6%, "Магнитка' - на 5,4%, НЛМК - на 10,8%. По результатам деятельности металлургической отрасли в 2001 году можно констатировать, что падение производства зафиксировано в таких подотраслях, как производство жести (на 16,3%) и стального проката (на 2,1%) В других подотраслях ситуация иная. Так, выпуск труб в целом по России увеличился на 14%, в том числе бесшовных на 3,2%, производство холоднокатаного листа возросло на 8,6%, проволоки и бурильных труб на 14%.

По мнению аналитиков, для металлургических гигантов настало время тратить заработанные деньги на перевооружение производства и тем самым использовать год передышки для подготовки к следующему периоду работы.

Особенность вторая - ударим холдингом по братскому демпингу

Для производителей внутренний рынок всегда являлся приоритетным и перспективным. Можно заметить, что уже сегодня некоторые производители проката черных металлов и стальных труб интенсивно продвигают здесь свою продукцию и ведут конкурентную борьбу за локальные рынки сбыта и крупных потребителей. Так, только за прошлый год на российский рынок металлурги поставили более 23 млн. тонн готового проката. Это, по мнению экспертов, свидетельствует о начале долгого и сложного процесса освоения и раздела российского рынка металлопродукции.

Однако на этом вполне кажущемся благополучным фоне диссонансом выступает один немаловажный факт - проникновение на российский рынок более дешевой металлопродукции с Украины, в частности, труб. Обладая рядом преимуществ, в том числе уникальными схемами взимания пошлин при пересечении границы и уплаты НДС, политики демпинга, украинские трубы были гораздо привлекательнее по цене для рядового потребителя.

В прошлом году российские трубные заводы увеличили выпуск продукции на 14,7% - до 3,26 млн. тонн. Украина же в 2000 году поставила на российский рынок 384 тыс. тонн труб. Сейчас доля импортных труб на российском рынке составляет около 30%. Из них более 80% - это продукция украинского производства. В этом году российские металлопроизводители ограничили объемы поставок украинской продукции и тем самым предоставили фору для развития соответствующих бизнесов местным металлургам. Ряд компаний удачно воспользовался предоставившимися возможностями, проводя политику активной экспансии на внутреннем рынке. Так, например, холдинг "Объединенная металлургическая компания", в состав которого входят Выксунзский металлопрокатный завод и Челябинский трубопрокатный завод - одни из крупнейших российских производителей труб - прочно занимает в настоящее время около 40% внутрироссийского рынка и имеет амбициозные планы по дальнейшей экспансии.

Кстати, объединительные процессы или, если можно так сказать, процессы всеобщей глобализации на рынке черных металлов - это еще одна попытка металлопроизводителей защитить свой внутренний рынок от проникновения на него украинской металлопродукции. Кроме того, создание конкурентных структур холдингового типа (их появление можно наблюдать не только в трубной промышленности, но и среди других меткомбинатов, производящих широкий спектр продукции металлопроката) позволит значительно сократить издержки производства, установить тесные горизонтальные связи между предприятиями, а также сохранить за собой занятую рыночную нишу. За последние месяцы в отрасли сформировалось несколько устойчивых холдинговых структур. Это Трубная металлургическая компания - один из самых агрессивных участников рынка, Газпром-инвест-холдинг (дочерняя структура Газпрома), "Синара' - один из небольших холдингов в трубной промышленности, Первоуральский новотрубный завод, а также Объединенная металлугрическая компания (речь о которой шла выше) - кроме трубных заводов в структуру этого холдинга включены Щелковский и Чусовский метзаводы, Губахинский коксохим и Вторметинвест.

И как логичное продолжение процессов глобализации стало обнародование планов таких гигантов, как ОМК и "Северсталь', о начале работ над совместным проектом, который уже получил громкое название "Альянс-1420". Речь идет об организации совместными усилиями производства труб большого диаметра, используемых при строительстве нефте- и газопроводов для отечественных энергетических монополистов - Транснефти и Газпрома.

Особенность третья - красноярская

Как известно, на Урале и Кузбассе сосредоточен мощнейший потенциал металлургической промышленности России. Несмотря на большую емкость местного рынка, металлургические предприятия, строившиеся под объемы потребления всего бывшего Советского Союза, сегодня выпускают металлопроката и труб на порядок больше, чем нужно для местного потребления. Это отчасти и заставляет их продвигать свою продукцию в другие регионы, в том числе и на красноярский рынок.

Сейчас в крае, в том числе и в Красноярске, сконцентрировано большое количество промышленных предприятий, относящихся практически ко всем отраслям хозяйства. Это делает наш регион наиболее металлоемким а, следовательно, привлекательным для многих производителей металлопродукции. Существенно увеличивает шансы "пришлых" металлопрокатчиков и тот факт, что местные предприятия, производящие металлопрокат, переживают далеко не лучшие времена. Хотя все предпосылки наладить производство на красноярских предприятиях есть. В частности, красноярцы могли бы занять существенную нишу по производству арматуры - одного из главных материалов, используемых при строительстве. По мнению экспертов, до конца этого года цены на эту продукцию увеличатся еще на 3-5%. Возобновление производства положительно сказалось бы на краевой экономике: во-первых, появился шанс значительно насытить рынок, и, во-вторых, мелкие строительные фирмы и частные покупатели имели бы возможность приобретать арматуру по более низким, по сравнению с российскими, ценам.

Особенность четвертая - от производителя до потребителя

Из всех видов стали, металлопроката и труб, производимых российскими меткомбинатами, широкое применение в большинстве случаев находит продукция общего назначения рядовых, конструкционных и легированных марок стали: арматура, катанка, балка, швеллер, уголок, лист горячекатаный, холоднокатаный и оцинкованный, труба водогазопроводная, электросварная, оцинкованная, бесшовная и профильная. Из производителей указанной продукции Урала и Кузбасса, присутствующих на рынке, можно выделить как наиболее крупные и значимые ММК, "Мечел", ЗапСиб МК, КМК, НТМК, ЧТПЗ, ПНТЗ, СТЗ, СинТЗ.

Некоторые меткомбинаты и трубные заводы выпускают во многом схожий сортамент продукции и, несмотря на определенную разницу в качестве, вынуждены ориентироваться друг на друга при формировании цен. Одной из составляющих при ценообразовании является стоимость доставки готовой продукции до потребителя. Но большинство производителей зачастую формирует свои цены без учета сложившихся цен на рынке, тарифов на железнодорожные перевозки и энергоносители, а также и норм наценок. Однако нельзя оставлять без внимания и такой сегмент рынка, как торговые компании, которые занимаются поставками и продажей металлопроката в различные регионы. В основном это мелкие и средние трейдеры, деятельность которых сосредоточена на реализации однородной продукции нескольких производителей. Менее четверти металлоторговых фирм являются торгово-закупочными (появляющимися на рынке лишь на небольшой промежуток времени, требующийся для реализации имеющейся в наличии металлопродукции), а почти половина выполняет чисто посреднические функции. В результате между производителем и потребителем складывается сложная цепочка продаж (в среднем на пути от производителя к потребителю "стоит" 3-4 посредника). Такая система, во-первых, значительно снижает прибыль заводов-производителей, а во-вторых, ведет к удорожанию продукции, а также к увеличению сроков поставки.

Поэтому сегодня большинство российских производителей должны исключить из своей деятельности ненужных посредников, а оставить только наиболее перспективные и крупные организации.

Для эффективной работы на рынке дилерские компании должны предоставлять потребителю высокий уровень сервисного обслуживания, начиная от скорости поставок продукции, удобного расположения складских помещений, наличия погрузочно-разгрузочной техники и другого необходимого оборудования до действующей системы накопительных скидок для постоянных клиентов. Дилер должен быть в первую очередь продавцом услуг, а уж потом - продавцом товара, тогда он будет оправдывать свое место между производителем и потребителем, являясь их связующим звеном.

Олеся МИЗИНКО

События месяца

  НА "СИВИНИТЕ" ПРОШЛО СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ
На ОАО "Сивинит" прошло собрание кредиторов. В повестке дня было два вопроса - назначение кандидатуры конкурсного управляющего и передача объектов социальной сферы в муниципальную собственность. На должность конкурсного управляющего нынешнего ОАО "Сивинит" был избран финансовый директор Красноярского ЦБК Лев Оборин. Теперь кандидатуру Оборина должен утвердить арбитражный суд, дата заседания которого пока неизвестна...


  СПУТНИКИ РАЗНЫЕ НУЖНЫ:
Как сообщил и. о. генерального директора предприятия ГУПП НПО ПМ имени Решетнева Геннадий Кесельман, в 2001 году предприятие изготовило 10 спутников, из которых 4 уже запущены в космическое пространство. Последним по времени запуском стало выведение на орбиту в ночь с 1 на 2 декабря трех спутников, один из них отвечает требованиям Glonas третьего поколения...


  КРАСМАШЗАВОД'
ВЫХОДИТ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ
В 2002 году "Красмашзавод" планирует начать реализацию ряда новых проектов в области конверсионных проектов...

  САМЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ-НЫЙ В РЕГИОНЕ
По последним данным Госкомстата РФ за первое полугодие 2001 года Красноярский край произвел 60% всей промышленной продукции Восточно-Сибирского региона (куда также входят Иркутская и Читинская области, Тува, Хакасия, Бурятия)...

  СКВАЖИНУ РАСКОНСЕР-ВИРОВАЛИ
На одной из ранее законсервированных скважин Южно-Соленинского месторождения акционерного общества "Норильскгазпром" получен новый промышленный приток газа. Вновь открытые природные залежи позволят увеличить общий объем добычи газа на 60 тысяч кубических метров в сутки.

  СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ
За 10 месяцев этого года балансовая прибыль предприятия "Синтетический каучук" составила 63,9 млн. рублей (в 2000 году - 47,8 млн. рублей), объем товарной продукции - 381,4 млн. тонн (в 2000 году - 257,9 млн.). Завод перечислил в бюджет и внебюджетные фонды 88,5 млн. рублей, что на 12% больше, чем в прошлом году.

  НОВЫЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ АЛЮМИНИЯ
Красноярский алюминиевый завод компании "Русский Алюминий" постепенно переходит на доставку готовой продукции потребителям в большегрузных контейнерах...

  PR-ОБРАЗОВАНИЕ
И ПРАКТИКА
В Красноярске прошел Первый городской публичный круглый стол 'PR-образование и практика', на котором присутствовали около 140 человек, 11 из них выступали в качестве экспертов. Учредителями и организаторами 'PR-события осени-2001' выступили красноярское представительство журнала о связях с общественностью 'Советник'...



Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер
Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"