- Максим Петрович, с чего начиналась история компании?
- ЗАО "Межрегиональная трубная компания" было создано по инициативе металлоторгующих компаний ЗАО "Межрегиональная трубная компания" г. Екатеринбург и ООО "Торгово-промышленная компания АВМ" г. Красноярск. Несмотря на недавнее вхождение на рынок трубной продукции компания уже заявила о себе как о крупном поставщике металлопроката, и, несмотря на большую конкуренцию на рынке металлов, МТК постоянно увеличивает свой номенклатурный перечень поставляемой трубной продукции. Имея долгосрочные и отлаженные связи с заводами Уральского и Сибирского региона, она в кратчайшие сроки производит поставку продукции в различные регионы Сибири и Дальнего Востока. На складах предприятия всегда имеются в наличии трубы общим объемом до 3 тысяч тонн в месяц. Цены же на трубную продукцию не превышают уровень цен заводов-производителей.
В компании работают высококвалифицированные специалисты, часть персонала прошла обучение по президентской программе подготовке управленческих кадров для народного хозяйства России. Интеллектуальный потенциал и опыт сотрудников компании является источником ее развития и благополучия.
- Изменился ли в последнее время рынок металлопроката и рынок продаж, и с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться металлоторгующим фирмам? И какие основные факторы влияют на состояние рынка?
|
|
Максим Петрович Упиров - заместитель генерального директора ЗАО "Межрегиональная трубная компания'.
|
|
Упиров М.П.: Сегодня в нашей экономической реальности рост объёмов потребления значительно отстаёт от роста предложений со стороны металлургических комбинатов, а следовательно, представленный в городе Красноярске рынок чёрного металлопроката из "рынка продавца" стремительно превращается в "рынок покупателя". Из-за роста цен на сырьё, энергоносители, повышения ж/д тарифов и связанного с этим значительного увеличения себестоимости готовой продукции заводы и крупные металлоторговые предприятия оказались в сложной ситуации. Насыщение внутреннего рынка и снижение цен на внешнем рынке не позволят нам, по всей видимости, в ближайшее время сколько-нибудь значительно увеличить цены. Особенностью же работы при насыщенном рынке является необходимость оперативного реагирования на изменение рыночной ситуации, так как при значительном опоздании начинается спешный "обвал" цен, которые опускаются ниже, чем того требует конъюнктура.
Невредимов В.В.: Перед нами стоят непростые задачи - снижение себестоимости, увеличение эффективности продаж, повышение оборачиваемости средств и др. за счет организации дилерских сетей, региональных представительств, то есть продолжается упорядочение рынка, чем и занимается сегодня ЗАО "Межрегиональная трубная компания', имея производственные площади, находящиеся в г.г. Ижевск, Екатеринбург, Среднеуральск, Новосибирск, Красноярск, Казань, Самара, Уфа. Мы в кратчайшие сроки комплектуем сборные вагоны и производим отпуск продукции оптом и в розницу.
- А конкурентная борьба между фирмами, на ваш взгляд, стала жестче?
Невредимов В.В.: Сегодня приходится также выдерживать определённую конкуренцию со стороны региональных представительств трубных заводов и их вновь созданных торговых домов. Однако общее впечатление: пока эти представительства не готовы к работе на рынке - централизованное управление региональными представительствами лишает эти структуры инициативы и мобильности. Кроме того, основы выживания торговой структуры состоят в гибком регулировании каналов поступления на склад продукции, мобильном переключении между поставщиками. За счет этого удается демпфировать резкие скачки заводских цен - возможность, которой, естественно, лишены собственные заводские представительства.
Другие металлоторговцы для расширения рынка сбыта и сглаживания сезонных колебаний занялись освоением новых рыночных ниш. С одной стороны, диверсификация позволяет увереннее чувствовать себя на рынке, при изменении конъюнктуры на одних сегментах быстро переключаясь на другие. Но, с другой стороны, для освоения новых ниш требуется, как правило, много времени и значительное количество денежных средств, которые необходимо отвлекать с уже "раскрученных' направлений. Также с расширением ассортимента снижается управляемость запасами, увеличивается риск "замораживания' денег в малоизученной продукции, теряется оперативный контроль над эффективностью каждого направления, его перспективностью.
Некоторые же металлоторговые фирмы пошли по пути создания холдинга, выделяя отдельные направления в самостоятельный вид бизнеса, при этом центральный офис осуществляет стратегическое управление, координацию и контроль, задает общие направления развития, не вмешиваясь в оперативную деятельность.
И все-таки, несмотря на все трудности, на внутреннем рынке заметны и позитивные сдвиги. Производители и металлоторговцы стараются координировать свои действия. Идет усиление вертикальной интеграции между всеми участниками рынка. Происходит укрупнение металлоторговых фирм за счет выбывания "из игры" массы мелких фирм.
Упиров М.П.: Ещё одна тенденция - производители серьёзно занялись сбытовой политикой, организацией региональных представительств. Хотя, по нашему мнению, полностью забирать под себя сбыт заводы не будут, вряд ли оправдано и создание собственных предприятий. Наверное, опереться на существующего дилера даже предпочтительнее, чем самим искать склады, создавать персонал, учить его, следить за работой, за потоком финансов. Решение проблемы видится в создании совместных дилерских компаний производителями и крупными металлоторговыми предприятиями (трейдерами). Данные принципы и лежат в основе организации и стратегическом управлении нашей компании.
- Каковы сегодня требования рынка?
Упиров М.П.: Для продвижения продукции на рынок, увеличения объемов реализации, привлечения потребителей недостаточно создать большой товарный запас и организовать рекламную кампанию. Для эффективной работы на рынке необходимо предоставлять потребителю высокий уровень сервисного обслуживания. Сервис должен охватывать все технологические процессы, начиная с удобно расположенных складов и подъездов к ним; условий хранения товара, логистики размещения товара на складе и передвижения транспорта внутри склада. ЗАО "Межрегиональная трубная компания' строго следует принципам цивилизованного бизнеса. Это предполагает неукоснительное выполнение договорных обязательств, честность и порядочность в отношениях с партнерами, индивидуальный подход к каждому клиенту. Основной ценностью компании является безупречная репутация в глазах потребителей и общественности.
В любом случае в новом году металлоторговым компаниям придется постоянно совершенствовать свою работу: находить новые схемы деятельности, расширять сортамент, развивать сервис, привлекать новых клиентов и расширять регионы сбыта.
Беседовала Олеся МИЗИНКО