Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Понятие "информационное общество” пока не имеет строгого смысла научной дефиниции, тем не менее, описывается оно достаточно содержательно. Исследователи процессов информатизации считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации в обработке информации, в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта.
Однако главное, на наш взгляд, заключается в том, что глобальная информатизация несет в себе невиданные по масштабам и глубине социальные последствия, при этом далеко не однозначные.
Представители наиболее оптимистических прогнозов будущего считают, что в информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным благам. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Наряду с восторженно-оптимистическими прогнозами, в литературе звучат прогнозы-предупреждения. Сущность их можно свести к следующим положениям:
- все большее влияние на общество средств массовой информации;
- информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
- существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
- многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
Имеющийся отечественный и международный опыт информатизации системы социального страхования показывает сложность и неоднозначность этого процесса. Прежде всего, это касается системы управления.
Как отмечается в исследованиях, процесс информатизации управления на отечественных предприятиях, в организациях с использованием современных компьютерных технологий идет нарастающими темпами. При этом предприятия и их руководители сталкиваются с рядом таких серьезных факторов, как разработка концепции информатизации, проблема выбора системных, программных и аппаратных платформ, проблема выбора между готовым программным комплексом и собственной разработкой, разработка управленческой информационной системы и т.д. Однако получаемые результаты не всегда адекватны затратам. Причина кроется в отсутствии системного подхода при создании информационных управленческих структур. Системный же подход требует осознания руководством целей информатизации и средств их достижения. На сегодняшний день системный анализ управленческих информационных структур вполне сложился как самостоятельная дисциплина, возникшая на стыке нескольких научных областей. Дальнейшему ее развитию мешает различное понимание целей, задач, терминов, отсутствие методологии по созданию систем управления.
В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.
Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин "информационная культура”.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
С проблемой информатизации системы социального страхования в России напрямую связан вопрос о "границах" компьютеризации, о том, что доступно и что недоступно формализации, которая составляет сущность компьютерных технологий.
Вопрос о "границах" компьютеризации возник в связи с проблемой информатизации социального страхования, стремлением понять фиксируемую на практике противоречивость и неоднозначность процессов информатизации различных социальных систем. Любопытными в этой связи являются широкомасштабные исследования по методологическим проблемам компьютеризации, которые проводятся под руководством шведского ученого Бу Геранзона вот уже около трех десятилетий.
В рамках разрабатываемого с 70-х годов международного проекта "Образование-Труд-Техника" предпринимаются попытки ответить на такие вопросы, как:
- ограничивается ли инструментальная база труда лишь новыми технологиями;
- достигается ли более высокое качество труда только компьютерными средствами;
- не являются ли умения и навыки более эффективными, чем машина при решении ряда практических задач;
- не целесообразнее ли, строя политику в сфере образования, в качестве исходной максимы принять мысль о балансе разных средств.
К числу трудностей, с которыми сталкивается человек, относятся попытки формализации профессионального опыта, мастерства, разного рода умений. А такие феномены практического интеллекта, как воображение, интуиция, невербальное мышление, неосознанные чувства и прочее, не только не поддаются рационализации, но в принципе трудно артикулируются. Названная проблема имеет далеко не только академический, теоретико-методологический аспект. Не менее важным является ее практически-прикладной смысл. В первую очередь, это вопрос подготовки кадров, обеспечивающих деятельность различных социальных структур. Как показывают исследования, в целом ряде профессий доминирующая роль принадлежит "телесным", неясным формам, передаваемым "из рук в руки” от учителя (мастера) к ученику (подмастерью).
Позитивный опыт использования новой техники в ряде сфер вовсе не заслонил того факта, что по отношению к ряду практических задач эффективность достигается не всякий раз. К такому выводу пришли пользователи техники, которые показали, что в ряде сфер труда результаты компьютеризации сильно преувеличены. По мнению практиков, компьютер выдает знания, бедные смысловым содержанием. А между тем знание, несущее лишь абстрактно-общие смыслы, не просто теряет свою привлекательность, а часто губительно сказывается на понимании общей картины получаемого явления, не продвигает поиски более глубоких пластов содержания.
Иную картину представляет процесс компьютеризации системы страхования в Швеции, начавшийся в 1967 г. В 1977 г. началась правительственная программа АЛЛФА, имеющая целью изучить внедрение системы электронной обработки данных в 1970-е годы в работу бюро социального страхования, а также выяснить, какую форму примет компьютеризация в системе социального страхования в 1985-2000 гг. "Выводы, - отмечает Бу Геранзон, - нашли отражение в предварительном докладе 1979 г., в котором указывалось на преимущество компьютеризованного управления".
Смысл повышения эффективности сводился к рационализации и унификации обслуживания клиентов. Автоматизированная обработка данных позволяет увеличить скорость рассмотрения дел и уменьшает потребность в обслуживающем персонале. Рационализируется процесс обучения персонала (метод работы осваивается в процессе обучения). Качество работы поддерживается на высоком уровне, несмотря на смену персонала.
Тем не менее, и в шведском варианте компьютеризации системы социального страхования также были обнаружены серьезные трудности. Так, в окончательном докладе комиссии АЛЛФА, опубликованном в 1981 г. была поставлена под вопрос компьютерная обработка дел в бюро социального страхования. Многочисленные экспертные оценки показали, что в системе социального страхования есть такие области, которые не поддаются формализации и автоматизации. В частности, таковой областью являются профессиональная компетентность, своеобразный коллективный опыт сотрудников.
Как видим, накопленный опыт компьютеризации социального страхования показывает, что самые сложные проблемы этого процесса лежат не в технической, а в "человеческой" сфере, что выдвигает задачу актуализации исследований именно в этой области.