- Виктор Васильевич, за последний год ювелирное производство существенно нарастило свои темпы. Что послужило тому причиной?
- Действительно, наше производство характеризуется интенсивным ростом. Например, в этом году по сравнению с прошлым мы выпустили украшений в 1,8 раза больше. А в 2002 году собираемся эту планку поднять еще в 2 раза. Причин этому несколько. Во-первых, наконец продукцию на рынке приняли, объем оптовых поставок постоянно увеличивается. И уже сегодня удовлетворить спрос рынка мы не всегда можем. А признание пришло потому, что наше ювелирное производство было построено в 1994 году по последнему слову техники и технологии. Оно является самым крупным комплексом машинного производства украшений из драгоценных металлов в России, пока полностью не раскрывшим свои потенциальные возможности. На таком прозводстве можно воплотить в жизнь любую оригинальную идею ювелира-дизайнера.
Другая причина резкого увеличения спроса на нашу продукцию заключается в разумной ценовой политике руководства. Экономика ювелирного производства в целом позволяет держать оптовые цены на ювелирные изделия не выше, чем у конкурентов. Мы вполне конкурентоспособны и приятно, что по оценке экспертов качество нашей продукции не уступает. А ведь наше производство в России, да и в мире, считается не просто молодым, а даже юным. У нас меньше опыта в изготовлении эксклюзивных изделий, чем у ювелиров Урала или Санкт-Петербурга, где царят полувековые традиции, но и мы начали изготавливать изделия, которые удивляют мир. Взять те же украшения из самородков. Несмотря на цены (одно изделие стоит 25-30 тысяч рублей), они пользуются большим спросом.
- Чем в этом году собираетесь покорить потребителя?
- Ассортиментом из платины и палладия. По утверждениям ювелиров, это металлы будущего. Пробные изделия из платины на ювелирной фабрике начали выпускать еще 2 года назад, но серьезно платиной мы занимаемся всего полгода. И убедились в достоинстве этого металла. Изделия из платины выпускаются, как правило, 950 пробы, а из золота - 585, 750 пробы, т.е., покупая платину, приобретаешь более чистый металл. Это редкий металл, а значит более ценный. В прошлом году, например, производство платины составило во всем мире всего 170 тонн, а золота - 2300 тонн. Кроме того, платина - один из самых прочных, износостойких металлов. Изделия из нее практически не изнашиваются. Она не подвержена химическим воздействиям, а температура плавления у платины гораздо выше, чем у золота. И в последнее время на мировом ювелирном рынке все более популярными становятся украшения из белых металлов.
К ним же принадлежит палладий. Это тоже редкий металл. Его свойства схожи со свойствами платины, можно даже назвать их металлами-близнецами. Но палладий значительно легче. Что очень ценится ювелирами. Еще полгода назад палладий стоил дороже платины, но сегодня цена на него упала, что способствовало интересу ювелирных знатоков к этому металлу. Я думаю, что с нынешнего года на рынке украшений для платины и палладия начался новый отсчет времени.
- Вы сказали "новый отсчет”? Разве ранее эти металлы были известны ювелирам?
- И очень давно. Платину использовали в Южной Америке для изготовления икон, культовых изделий несколько веков назад. А такие знаменитые ювелиры, как Фаберже, Картье, умели работать с платиной и использовали ее в наиболее богатых коллекционных работах. Кстати, короны российских царей также инкрустированы платиной. То есть исторически это не новый металл. Издавна были известны его большие преимущества перед другими драгоценными металлами. Но он всегда являлся редким. А поэтому традиционно считался очень дорогим.
- А почему на российском рынке так мало изделий из этих ценных металлов?
- Одна из причин заключается в том, что платину и палладий плохо знают на рынке. Совсем недавно для продвижения металла на ювелирный рынок был создан Российский платиновый совет, куда вошли даже зарубежные специалисты. Вот некоторые цифры для сравнения. В прошлом году весь объем потребления платины в мире составил 80 тонн, из них 35-40 тонн было использовано в Китае, 30-35 тонн в Японии, а остальное - в Америке и других странах. В России же в прошлом году производство ювелирных изделий из платины составило оценочно около 100 кг. Вот так. У них - тоннами, у нас - еле сотню килограмм набрали. В то же время Россия является крупным поставщиком платинового сырья на рынок. А в Красноярском крае находится основной поставщик - Норильская горная компания. Получается, что сапожник все это время оставался без сапог.
- И в этом году вы взялись за исправление ситуации?
- Пока платиновый ассортимент не так широк. Но некоторые образцы уже стали популярными и известными у потребителей. Сыграло еще роль и то, что некоторые изделия из белых металлов мы сочетаем с бриллиантами. Платина - лучший металл для оправы бриллиантов. Недаром знаменитые алмазы "Кохинор” и "Голубая надежда” были оправлены в платину.
Блестящий белый глянец этого металла отражает реальный цвет и "огонь” драгоценных камней, а его прочность, превосходящая все другие драгоценные металлы, надежно гарантирует их от выпадания. Для ювелирного производства "Красцветмета” работа с драгоценными камнями - тоже новшество. Бриллианты мы закупаем уже ограненные, с различной каратностью. В основном это поставки из Якутии. Надеемся, что сотрудничество окажется плодотворным и продолжительным.
А из палладия мы уже наладили выпуск трех видов цепочек, нескольких колец с бриллиантами, подвесок "крестик" и юбилейных медалей. Вообще, на мой взгляд, изделия из редких металлов должны дариться и преподноситься в знаменательные вехи жизни - крупные даты, юбилеи. Поскольку это очень торжественный, респектабельный металл.
- Какова сегодня география поставок продукции ювелиров "Красцветмета”?
- Она очень обширна. Наши изделия закупают оптовики на территории от Владивостока до Калининграда. Скажем так, это весь внутренний рынок. Но месяц назад для российских ювелиров обозначилась еще более широкая перспектива: наконец был отработан механизм экспортных поставок. И недалеко то будущее, когда лейбл Красноярского завода цветных металлов можно будет обнаружить в ювелирных салонах Японии, Китая, Тайланда, а может даже, и Европы. К открытию экспортных ворот уже проявили интерес Белоруссия и Словения. Мы сумели завоевать доверие отечественного потребителя и, думаю, сумеем очаровать другие страны мира.
Любовь НАУМЕНКО