? 9 (36) СЕНТЯБРЬ 2000

Вопрос месяца

 

Насколько обосновано повышение тарифов в крае? Как это отражается на деятельности вашего предприятия?

 

Рынок все расставит по местам

Смоей точки зрения, вопрос не совсем точный. Размеры тарифов обычно обусловлены экономикой, рынком, тем, как развита инфраструктура, транспортные, энергетические коммуникации. Насколько эффективны в государстве механизмы регулирования цен и воздействия на монополиста услуг, если он существует. Так принято во всех цивилизованных странах мира.

У нас - иначе. Допускаю, что здесь слишком сильно влияние политики, а не тех факторов, о которых я сказал. Можно спорить, обоснованы ли решения региональной энергетической комиссии, МПС или связистов. Но если все будут своевременно и в полном объеме платить за оказанные услуги, рынок все расставит на свои места.

С другой стороны, подход к потребителю должен быть индивидуальным. В каждом конкретном случае. Более того, мы - граждане одного государства, мы вместе идем к одной цели, хоть и решаем разные задачи. Точно знаю одно: тот, кто стал сильнее, должен идти на определенные траты ради тех, кто слабее.

Знаю, что ситуация в крае непростая - тарифы обременительны. При этом я уверен, что предприятия Красноярья успешно справятся с данной проблемой. Путей ее решения много. Это тема для большой дискуссии.

Что же до Горной компании, то мы, к счастью, можем пользоваться услугами по мере надобности. Несколько лет назад нам удалось сделать серьезное усилие по снижению излишних затрат. Ввести режим жесткой экономии. Сегодня этот принцип для нас как нечто само собой разумеющееся. Взвешенная, осознанная необходимость - вот то, что позволит выжить потребителю даже тогда, когда тарифы действительно непомерно высоки или кажутся таковыми...

Джонсон ХАГАЖЕЕВ,
генеральный директор РАО 'Норильский никель',
генеральный директор ОАО "Норильская горная компания"

Тарифы должны быть перспективными

Тарифная политика - действительно один из важнейших инструментов управления экономики любого региона. В Норильском промышленном районе это влияние сказывается особенно сильно. В этом смысле необходимо учитывать целый ряд факторов, главный из которых - географическое положение. Именно поэтому нормальное функционирование производственно-хозяйственного комплекса Норильского промышленного района, Таймыра невозможно без четко налаженной связи и оптимальных транспортных схем. Осуществляемое государством искусственное сдерживание цен на газ зачастую негативно сказывается на инвестиционных возможностях компании - поставщиков газа. А ведь стабильное энергоснабжение Норильского промышленного района - основа жизнеобеспечения территории.

Тарифная политика должна строиться с учетом особенностей экономической ситуации и, в частности, преобладания экспортно ориентированных производств.

До 90 процентов потребностей в энергоносителях основного хозяйствующего субъекта территории - Норильской горной компании - обеспечивает открытое акционерное общество "Норильскгазпром". Таким образом, повышение цен на товарную продукцию "Норильскгазпрома" автоматически влечет за собой увеличение себестоимости продукции, производимой Норильской горной компанией.

Обратимся к цифрам. Рост затрат на топливо, необходимое для реализации производственных целей ОАО "Норильскгазпром", в текущем году ожидается в пределах 150 процентов к уровню 2000 года. Это обусловлено ростом цен на автобензин в 4,3 раза. Арктическое дизельное топливо стало дороже на 18,5 процентов. В среднем в течение года рост цен по вышеуказанным позициям ожидается в пределах 21 процента. Возрастут и так называемые социальные расходы открытого акционерного общества "Норильскгазпром": в связи с ростом тарифов на авиабилеты и провоз багажа к месту проведения отпуска и обратно на 25 процентов увеличатся суммы соответствующих выплат работникам акционерного общества.

Таким образом, повышение цен на ресурсы, используемые "Норильскгазпромом" в процессе производственной деятельности, в текущем году приведет к увеличению затрат, связанных с выпуском собственной товарной продукции как минимум на 10 процентов. Соответственно, можно прогнозировать рост себестоимости товарной продукции Норильской горной компании. С учетом экспортной ориентированности предприятия и относительной стабильности курса доллара по отношению к рублю немотивированное повышение тарифов в хозяйственно-экономическом комплексе региона и страны может привести к снижению конкурентоспособности продукции Норильской горной компании на внешних рынках. Следствием может стать уменьшение объемов налоговых поступлений от Норильской горной компании в бюджеты всех уровней, что недопустимо.

Уверен в том, что тарифная политика должна работать на перспективу. И только тогда она станет действительно эффективным механизмом регулирования экономики, когда будет определяться с учетом опыта ведущих товаропроизводителей региона и объективной экономической реальности.

Сергей СОКОЛ,
генеральный директор ОАО "Норильскгазпром"

На равных или никак

Считаю, что повышение тарифов в крае необоснованно. Любое повышение тарифов должно быть согласовано прежде всего с потребителями. Почему это происходит в одностороннем порядке? Почему производители, к примеру, электроэнергии, в одночасье вдруг повышают тарифы, не согласовывая с теми, кто потребляет энергию? Считаю, что тарифные взаимоотношения потребителей и производителей должны быть отрегулированы, согласованы.

Николай ВАСИЛЕНКО,
профессор, д.т.н., вице-президент РИА, академик Международной и Российской инженерных академий, директор НИИ СУВПТ.

Золотая тарифная середина

Это довольно сложный вопрос. Давайте попробуем разобраться.

В соответствии с действующим законодательством тарифы на продукцию и услуги предприятий-монополистов определяет государство.

С одной стороны, государственные чиновники должны заботиться о том, чтобы тариф не был слишком высоким, т.е. чтобы это предприятие, пользуясь своим монопольным положением на рынке, не получало сверхприбыль и не "душило" своих потребителей.

С другой - чиновники должны обеспечить предприятию такой уровень доходов, которого будет достаточно для нормальной работы и выполнения возложенных на него задач покрывать свои издержки на производство продукции и иметь разумную прибыль, которую предприятие могло бы расходовать на развитие и социальные программы.

Поэтому оценивать обоснованность повышения тарифов, не имея точных данных о внутренней экономике компаний, неправильно.

Конечно, можно и нужно говорить о том, какая норма прибыли является "разумной", о том, как она используется, об эффективности расходования монополистом средств - ведь тариф покрывает все их расходы, т.е. при его определении используется неэффективный затратный механизм ценообразования. Но это можно делать только с реальными цифрами на руках. Рассуждая об изменении тарифа в том или ином регионе, необходимо также помнить, что часто тарифы монополистов для предприятий края определяются не только и не столько местными факторами. Это связано с тем, что практически все монополисты - предприятия федерального уровня. А это значит, что экономика их региональных отделений во многом определяется не местным, а центральным руководством.

Конечно, увеличение тарифов монополистов ухудшает текущие экономические показатели предприятий, но оправдано оно или нет, нужно разбираться отдельно в каждом конкретном случае.

Возьмем, к примеру, РАО "ЕЭС России" и АО "Красэнерго". Очевидно, что повышение цен на тепло- и электроэнергию вызовет увеличение расходов. Однако это повышение неизбежно. У энергетиков нет других источников, кроме продажи электроэнергии. Поэтому даже инфляционное увеличение расходов они должны покрывать за счет роста собственных тарифов. Растут цены на федеральном рынке энергии и мощности, где "Красэнерго" закупает около 30% электроэнергии, растет абонентская плата за пользование электросетями, растут цены на все виды топлива: газ, мазут и уголь. Кроме того, энергосистема нуждается в развитии. В крае постоянно растет число домов и других объектов, которые требуется обеспечить теплом и светом, а значит надо развивать генерирующие мощности. Уже сегодня в Красноярске в морозы ощущается дефицит тепла. За счет каких средств строить новые агрегаты?

Если вернуться к вопросу о влиянии повышения тарифов на деятельность Красноярской угольной компании, то подчеркну, что высокие тарифы - это не только высокие расходы. Например, несмотря на очень высокое качество наших углей, сегодняшний уровень железнодорожных тарифов не позволяет компании существенно расширять экспорт. Т.е. тарифы определяют и рынки сбыта многих предприятий.

Виктор ГУСЬКОВ,
генеральный директор ОАО "Красноярская угольная компания"

Богатый не кредитует бедного

На первую часть вопроса мне ответить сложно, так как я не владею информацией о составе затрат по топливно-энергетическому комплексу. Надеюсь, что в топливно-энергетическую комиссию входят квалифицированные специалисты, которые объективно оценивают уровень затрат и рентабельности и не допускают необоснованного повышения цен на товары и услуги естественных монополий.

К сожалению, мы все живем в условиях инфляции, и рост цен на любые составляющие себестоимости продукции приводит к росту цен на продукт производителя. Так, рост тарифов на железнодорожные перевозки за прошедший год привел к увеличению стоимости сырья для нашего предприятия на 3%, а рост затрат на автомобильный транспорт в связи с ростом цен на бензин увеличил себестоимость нашей продукции на 4%. Вполне понятно, что производитель, если изготавливаемая им продукция пользуется спросом, все издержки перекладывает на рядового потребителя через повышение цены.

Ольга ЧЕРНОВА,
финансовый директор ОАО "Пикра"

Потерянные миллионы

Непомерное увеличение железнодорожного тарифа, отмена скидок привели к нарушению финансовой стабильности и парализовали экономику нашего предприятия. Мы вынуждены были вдвое сократить поставку нашей продукции, поскольку торговля на экспорт получила минусовую рентабельность.

МПС РФ - единственная из естественных монополий, где действует двухтарифная система оплаты одного вида услуг.

Тариф на транспортировку товара внутри страны - 10$ за кубометр груза, а для экспортеров за тот же вид услуг - 30$ за кубометр.

Я считаю, что должна произойти унификация железнодорожного тарифа, которая позволит установить в лесной отрасли нормальные условия для работы по законам рынка. Сейчас же деревоперерабатывающие предприятия находятся в самом плачевном состоянии по сравнению даже с лесозаготовителями. Сырье стало ходким рыночным товаром, схема его вывозки за рубеж проста: по России он идет как отечественный, затем переходит в собственность посредника и далее доставляется за границу.

Миллиарды рублей уплывают мимо государственной казны. Контрабандный вывоз лесоматериалов из России достиг громадных размеров. Из нашей страны за бесценок вывозится кругляк, а затем к нам ввозится мебель, рамы, двери, которые мы же, россияне, покупаем.

Виктор ШЕЛЕПКОВ,
генеральный директор ЗАО "Новоенисейский ЛХК".

Дорого и сердито

В структуре себестоимости нашей продукции энергозатраты составляют 11,7%, а если выделить транспортные заготовительные расходы, то мы увидим, что они находятся на уровне 5,2%. Отсюда можно определить прямое изменение цен на нашу продукцию, имея в виду изменения тарифов на энергетику и железнодорожные перевозки. Очевидно, что эта составляющая достигнет уровня 5% (имеется в виду 30-процентный подъем тарифов). Есть и вторая составляющая, которая связана с сырьем. Сырье в структуре себестоимости нашей продукции составляет 52% (наше производство материалоемкое), а поскольку производители сырья попадут в те же условия, что и мы, то в росте цен будет вторая составляющая. Итоговый рост цен возможен на уровне 10%. Имея рентабельность в размере 7%, нашему предприятию придется решать весьма сложную задачу. Одним из вариантов ее решения может быть остановка части производства, сокращение персонала, со всеми вытекающими последствиями: Нужны принципиально иные подходы к формированию тарифов. Например, жесткое регулирование со стороны государства... Соглашательство здесь будет возможным только за счет заработной платы и ухудшения иных социальных условий. Валерий АНУФРИЕВ, главный специалист по экономике и маркетингу ПО КХК "Енисей".

Тарифы и промполитика

Анализируя ситуацию в экономике и последние события в стране, состояние тепло- и электроснабжения в крае, тяжелейший энергетический кризис в Приморье и ряде других регионов, невольно приходишь к выводу, что вопрос тарифной политики сегодня является крайне важным.

На сегодняшний день тарифы, которые устанавливает государство предприятиям-монополистам, должны обеспечивать им возмещение расходов, связаны с производством плюс сколько-то процентов прибыли. Правда, при этом сразу возникает вопрос: насколько закладываемая прибыль оптимальна? Мы понимаем, что производители, будь то энергетики, железнодорожники или связисты, не могут свою продукцию продавать по себестоимости. Они должны вкладывать деньги в развитие производства. А, учитывая высокую изношенность основных фондов, это деньги немалые. Это первое.

Второе - инфляция, как иголка, которая тянет за собой нитку, естественно ведет к неизбежному повышению тарифов.

Но есть и третий аспект. Проблема естественных монополий в отсутствии конкуренции, стимулов в снижении издержек и т.д.

Четвертое. При определении тарифов важна политическая позиция государственных регулирующих органов. Они должны стоять на страже потребителей, это их основная функция. Повышение тарифов неизбежно, но оно должно быть разумным и не приводить к постепенному разорению товаропроизводителей.

Правда, если говорить о тарифах на тепло- и электроэнергию, то здесь есть еще одна важная тема. Обсуждая повышение тарифов, мы совершенно не говорим о неэкономичном использовании тепла и электроэнергии, особенно в зимнее время. Но это, как говорится, уже другая история.

Вера ОСЬКИНА,
председатель политсовета Красноярской региональной организации
ОПОО - партия "Единство"

Регулирование без ведомственного лобби

Формирование региона Сибири и Дальнего Востока, и в том числе Красноярского края, происходило прежде всего с учетом сырьевых ресурсов. Для обеспечения промышленного освоения был сформирован энергетический комплекс и прочная транспортная сеть железнодорожного и водного транспорта.

Создание крупного энергетического комплекса предусматривало его использование как источника очень дешевой электро- и теплоэнергии. На этой основе создавался и промышленный комплекс, и весь социальный и жилищный комплекс. Даже удешевление строительства жилых зданий и промышленных корпусов производилось с учетом использования дешевой энергии.

Географическое положение Красноярского края таково, что безусловно обязывает всех, кто участвует в формировании транспортных тарифов, учитывать это его особое положение равноудаленности от западных и восточных границ России.

И сегодня нельзя рассматривать составляющие экономики края как отдельные хозяйствующие субъекты: энергетики и металлурги, транспортники и жилищный комплекс и т.д. Это звенья одного народно-хозяйственного комплекса. Он весь и создавался как единый промышленно-экономический регион. И проектировать сегодня его тарифную политику, и энергетическую, и транспортную, только по ведомственной принадлежности абсолютно недопустимо, это необходимо делать комплексно. Если, конечно, не планируется ликвидация этого промышленного региона.

Владимир БАСКАКОВ,
руководитель экономико-правовой коллегии "Союза красноярцев".

Тарифная политика - приоритет государства

Тема повышения тарифов на электроэнергию остается болезненной для многих предприятий и организаций края.

Однако нынешнее повышение тарифов вполне обосновано с точки зрения энергетиков.

Все дело в той экономической политике, которая сейчас проводится.

До тех пор, пока базовые отрасли будут озабочены увеличением собственной прибыли как на простое, так и на расширенное воспроизводство, тарифы будут повышаться.

Но уже дальнейшее повышение тарифов действительно сделает неконкурентноспособной продукцию основных предприятий нашего края.

Необходимо добиться того, чтобы на государственном уровне тарифная политика была существенно пересмотрена. Энергетика, железная дорога, связь должны быть действительно базовыми отраслями экономики, а совокупный экономический эффект должен получаться в конечных отраслях экономики.

Нигде и никогда текущий тариф на электроэнергию, за перевозки грузов по железной дороге или каналам не включает в себя инвестиционную составляющую. Тарифы на продукцию и услуги этих и аналогичных им сфер никогда не строились на принципах полной самоокупаемости текущих и капитальных затрат. Это одна из главных причин активного участия государства в этих сегментах экономики.

Если государственные органы власти и управления на федеральном уровне добьются этого, то конфликт в значительной мере будет исчерпан.

Мы считаем, что и в настоящее время нам необходимо искать общие точки соприкосновения. Сейчас в рамках "Союза красноярцев" мы пришли, пусть к минимальному, консенсусу в вопросах тарифной политики в Красноярском крае.

Валерий СЕРГИЕНКО,
президент "Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края", координатор "Союза красноярцев".

Миф или реальность

На мой взгляд, энерготарифы повышаются необоснованно. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что, заявляя о нехватке мощностей, энергетики лукавят. В свое время на территории Красноярского края в полную силу работали крупные энергоемкие промышленные предприятия. Сейчас же многие из них работают вполсилы, многие вообще стоят. Энергетические мощности высвобождены. Есть антимонопольный комитет, есть РЭК, есть комитет цен администрации края, но вся проблема в том, что у нас никто не рассматривает, что заложено в тарифы, насколько реальны цифры, показанные энергетиками.

Юрий ТУРОВ,
председатель совета директоров ПСК "Союз".

События месяца

 Красноярская угольная компания представила на рассмотрение энергетиков план переоборудования дальневосточных станций для переработки нашего угля...

 РАО "Норильский никель" возглавил Джонсон Хагажеев...

 Совет федерации профсоюзов принял обращение к депутатам Законодательного собрания по поводу того, что...

 6 апреля губернатор края Александр Лебедь, президент союза товаро-производителей, предпринимателей Валерий Сергиенко и председатель краевой федерации профсоюзов Юрий Тарасов подписали соглашение о...

 На Таймыре, близ Дудинки, в поселке Левинские пески, появилась первая ветряная энергетическая установка...

 Согласно информации, предоставленной ИЦ "Рейтинг", в классификации надежности банков (по состоянию на 1 февраля) к группе А - Высшая категория надежности - принадлежат...

 Филиал "Внешторгбанка" в Красноярске в 2000 году заплатил налоги в местные бюджеты в 8 раз больше, чем в 1999 году...

 Руководство Березовской птицефабрики возражает против объединения птицеводов края под эгидой государственного унитарного предприятия (ГУП)...

 Лучшие сибирские аэропорты будут использоваться на международных кроссполярных трассах лишь как аварийные...

 В 2002 году в Красноярске появятся автобусы собственной марки...

Вопрос месяца

Насколько обосновано повышение тарифов в крае? Как это отражается на деятельности вашего предприятия?


Джонсон ХАГАЖЕЕВ, генеральный директор РАО 'Норильский никель', генеральный директор ОАО "Норильская горная компания"


Сергей СОКОЛ,
генеральный директор ООО "Норильск-газпром"


Николай ВАСИЛЕНКО, профессор, д.т.н., вице-президент РИА, академик Международной и Российской инженерных академий, директор НИИ СУВПТ.


Ольга ЧЕРНОВА, финансовый директор ОАО "Пикра"


Виктор ШЕЛЕПКОВ, генеральный директор ЗАО "Новоенисейский ЛХК".


Вера ОСЬКИНА, председатель политсовета Красноярской региональной организации ОПОО - партия "Единство"


Владимир БАСКАКОВ, руководитель экономико-правовой коллегии "Союза красноярцев".


Валерий СЕРГИЕНКО, президент "Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края", координатор "Союза красноярцев".


Юрий ТУРОВ, председатель совета директоров ПСК "Союз".

 

архив номеров

Архивная страница номеров


о журнале
о редакции оформить подписку

 

Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик:

Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"