Если в 1992 году заготавливалось 24 млн. кубометров круглой древесины, то в 1998 году - только 5,3 млн., то есть показатели снизились почти в 5 раз. Поэтому задача управления лесной промышленности и краевой администрации состояла в том, чтобы стабилизировать положение в отрасли, приостановить падение производства. В какой-то степени это удалось. В 1999 году было уже заготовлено 7,3 млн. кубометров леса. Подводя итоги семи месяцев 2000 года, можно отметить, что показатели по вывозу древесины выполнены на 107,8%. Из всех предприятий отрасли, занимающихся лесозаготовкой и переработкой древесины, более половины улучшили свои показатели, перевыполнив объемы заготовки свыше, чем на 100%, к аналогичному периоду 1999 года. Особо следует отметить работу таких предприятий, как АОЗТ "Пашутинское", выполнившее план по вывозке древесины на 126,6%, ТОО "Ярцевский КЛПХ", улучшивший свои показатели на 17%, АООТ "Ордженикидзевское ЛЗП" - на 22,2%.
В 1998-1999 годы было практически остановлено производство древесной шпалы, столь необходимой Красноярской железной дороге. Можно сказать, что 2000 год стал во многом переломным для отрасли. В этом году производственные показатели улучшили 54% предприятий, занимающихся производством шпалы, объемы возросли на 161,1%. Если за семь месяцев 1999 года было выпущено всего 404,7 тысяч штук шпал, то в 2000 году - 652,5 тыс. Но потребность в этой продукции значительно превышает возможности лесоперерабатывающих предприятий.
Из положительных моментов работы отрасли стоит отметить увеличение объемов производства пиломатериалов. Не секрет, что экономически выгоднее и целесообразнее вывозить как можно больше готовой продукции, пиломатериалов, а вывоз круглого леса сократить до минимума. Поэтому особое внимание уделялось переработке леса на местах. В этом году 42% лесоперерабатывающих предприятий улучшили производственные показатели. В целом производство пиломатериалов лесопромышленным комплексом Красноярского края выполнено на 101%. Понятно, что это не самый лучший показатель, переработку круглого леса необходимо вести более интенсивно и качественно.
За последние два года значительно выросли объемы производства на Красноярском ЦБК. Новому внешнему управляющему И.Б. Ноздрину удалось стабилизировать работу комбината, производство целлюлозы увеличилось на 59,4%, газетной бумаги - на 20,5%, писчей и тетрадной бумаги - на 78,6%, картона - на 16,54%. Другими словами, Красноярский целлюлозный комбинат увеличил выпуск всей товарной продукции даже по отношению к 1999 году.
Ежегодно увеличиваются объемы экспортных поставок. ЗАО "Красноярская компания по производству лесоматериалов" (ЗАО "КЛМК"), "Енисейлес", ОАО "Новоенисейский ЛДК", ЛДК-1 поставляют на экспорт продукцию из пиломатериалов.
Но, несмотря на стабильную работу отдельных предприятий, положение дел в лесопромышленном комплексе нельзя назвать удовлетворительным. Необходимо немало сделать, чтобы поднять производство на качественно более высокий уровень. Так, нельзя сбрасывать со счетов, что более 30% предприятий лесопромышленного комплекса находятся в стадии банкротства, а значит, они имеют большие долги по налогам и заработной плате.
Этим предприятиям нужна помощь, чтобы выйти из критического положения. Для этого управлением лесной промышленности администрации края разрабатывается антикризисная программа, предусматривающая дополнительное финансирование отрасли, создание межсезонных запасов на предприятиях.
Один из больных вопросов - железнодорожные тарифы на перевозку леса. Тарифы увеличиваются ежегодно и являются грабительскими для лесопромышленного комплекса. Железнодорожные тарифы для красноярских лесозаготовителей должны быть пересмотрены хотя бы потому, что Красноярский край по своему географическому положению находится в очень невыгодном положении: 3,5 тысячи километров на Запад и столько же на Восток. Раньше для Красноярского края действовали коэффициенты, которые в зависимости от дальности перевозок снижали тарифы. Эти коэффициенты в 1998 году были отменены, и сейчас управление лесного хозяйства вновь работает над этим вопросом.
Большой проблемой является подача железнодорожных вагонов, особенно это касается Канского железнодорожного узла. Сегодня в Канске скопилось более 10 тыс. кубометров пиломатериалов, пожарники предъявляют претензии, но железная дорога не идет навстречу.
Главные задачи лесной отрасли - удержать ситуацию, чтобы не происходило снижения производства, направить производство на глубокую переработку древесины, для того, чтобы с территории края вывозить не сырье, а готовую продукцию. Проблем в лесопромышленном комплексе еще много. Хотя производственные показатели улучшились, они еще далеки от идеальных, необходимо усиленно работать, чтобы лесную отрасль края вывести из кризиса.
Лариса ТАРАСОВА