Энергетиков теперь не ругают только ленивые. Рост энерготарифов и политика огульного отключения неплательщиков, несмотря на доводы руководителей энергосистемы о неизбежности такого шага (а это, как известно, делается в целях сохранения энергобезопасности страны), мало кого способны убедить и уж тем более утешить. Вместе с тем у самих энергетиков, точнее у предприятий-эксплуатационщиков, обслуживающих электрические сети и подстанции на огромных российских просторах, с недавних пор появилась одна на всех беда, не дающая ни сна, ни отдыха ни днем, ни ночью.
Предприятие "Минусинские электрические сети" вот уже более 30 лет обслуживает восемь административных образований на юге Красноярского края и является крупнейшим в системе ОАО "Красноярскэнерго". В его ведомстве более 10 тысяч километров линий электропередач, 52 крупные подстанции, электросети Шушенского, Курагинского, Каратузского, Ермаковского, Идринского, Краснотуранского, Минусинского районов и города Минусинска.
Казалось бы, задача подобных предприятий предельно проста - содержание, обслуживание, текущий и капитальный ремонт линий электропередач и распределительных подстанций. Но не тут-то было. Как рассказал директор Минусинских электрических сетей Геннадий Веревкин, в последние годы энергетикам все больше приходится заниматься деятельностью, далекой от их прямых профессиональных обязанностей - борьбой с различного рода расхитителями. Среди них и смекалистые крестьяне, которые наловчились вставлять "жучки" "куда надо" и попросту красть электроэнергию, и еще более ловкие "спецы", которые в погоне за легкой добычей разворовывают воздушные линии электропередач, курочат электрические подстанции, сдавая "урожай" в пункты приема лома цветных металлов.
- Для энергетиков различного рода воровство стало настоящим бедствием. Так, кража электроэнергии долгие годы была практически безнаказанным способом экономии крестьянского семейного бюджета. И только полтора года назад, с приходом в "Красноярскэнерго" нового руководства, ситуация начала меняться.
В прошлом году рабочие нашего предприятия совместно со специалистами "Энергосбыта" проводили рейды, направленные на выявление злостных неплательщиков. В сельской местности многие потребители не просто десятилетиями не платили за электроэнергию, но и пытались воровать. Сегодня наша задача - приучить людей к тому, что бесплатного ничего не бывает. И, надо отметить, эти совместные операции возымели действие. Всего было сделано больше трехсот рейдов по району, и ни один из них не был, что называется, пустым. Эффект оказался достаточно серьезным. Если до этого потери электроэнергии в осенне-зимний период из года в год превышали установленные нормативы, то, начиная с февраля 2000 года, они стали укладываться в норматив.
- Но, судя по всему, кража энергии не идёт ни в какое сравнение с разграблением линий электропередач?
- Действительно, грабеж идет просто страшный. Причем, если еще год назад грабили в основном отключенные сезонные электроустановки, то разворовывают сейчас сплошь и рядом линии и подстанции под напряжением. Более того, сейчас грабители добрались до линий, которые питают отдаленные поселки. Зачастую целые деревни оказываются оторванными от внешнего мира на несколько дней. Провод под напряжением снимают километрами буквально за ночь. Все говорит о том, что работают профессионалы. Зачастую люди гибнут, тем не менее, меньше воровства не становится. Только за три весенних месяца ущерб составил более миллиона рублей.
- За счет чего ведутся восстановительные работы?
- Исключительно за счет внутренних резервов. Удивляет то, что очень мало чего находят. Отсюда напрашиваются лишь два вывода: либо настолько высок уровень преступников, либо недостаточно хорошо работают правоохранительные органы. Им, судя по всему, менее хлопотно заниматься квартирными кражами. Мы столкнулись с ситуацией, когда некоторые руководители правоохранительных органов пытаются сравнить с уставным капиталом АО 'Красэнерго'(а это несоразмеримые цифры) ущерб от разбитого, разорванного на куски трансформатора. Стало быть, по их логике, трансформатор стоимостью 10-20 тысяч рублей - всего лишь "незначительная потеря", и, как следствие, накладывается резюме: "В возбуждении уголовного дела отказать".
- Разграбление действующих линий электропередач угрожает энергобезопасности целых районов. Каким образом, с вашей точки зрения, можно предотвратить хищения?
- Все очень просто. Нет спроса, нет предложения. Необходимо упорядочить прием лома. Например, запретить частным лицам сдавать, а приемным пунктам принимать промышленный лом цветных металлов. Причем документ должен быть принят на федеральном уровне, иначе все бесполезно. Например, в Минусинском районе был принят документ, запрещающий принимать отходы промышленного цветного лома от физических лиц. Но до Абакана всего 25 км, и для абаканских предпринимателей закон не писан.
- Кроме текущих проблем, любое предприятие должно думать о перспективах развития. Какие стратегические задачи стоят перед Минусинскими электрическими сетями?
- Энергетика всегда и везде должна развиваться опережающими темпами. Ни одно предприятие, ни один завод не может быть построен, если недостаточно энергетических мощностей.
Если в других районах края существует какой-то стратегический запас мощностей, то у нас его практически нет. Поэтому была разработана перспективная программа строительства новых подстанций, которые бы на десятилетия решили проблемы энергоснабжения города, даже с учетом строительства новых производств. Для этого нужны инвестиции, которых у города пока нет. Считаю, что в финансировании этого проекта должны поучаствовать любые инвесторы, не только администрации города и края, но и частный капитал. Быстро это, конечно, не окупится, зато появится перспектива энергетической стабильности южных районов Красноярского края на долгие годы.
Самое главное, сейчас мы решили с администрацией Минусинска проблему неплатежей, теперь будем решать проблему дальнейшего развития города. Может быть, с новой администрацией найдем взаимопонимание и начнем реконструкцию подстанций.
Лариса ШЕВЧУК
Фото Владимира ДМИТРИЕНКО
Красноярск-Минусинск-Красноярск