Не так давно судьба свела меня с одним голландским бизнесменом, который прибыл в Сибирь в надежде "делать бизнес с русскими". Почему-то его не устраивали ни Москва с "окрестностями", ни центр. Меня попросили помочь ему в установлении деловых контактов в Красноярске. Голландец вызывал симпатию своей живостью и детской непосредственностью, с которой он пытался читать на "чисто русском языке" все попадающиеся на пути вывески, и я согласился, а согласившись, тут же полез в записную книжку за "нужными" адресами.
"Заморский гость" поинтересовался, чем это я занимаюсь, посмотрел на меня как на умалишенного и с плохо скрываемой гордостью заявил, что у них в Европе работа с информацией уже давно стоит на более высоком уровне. Видимо, желая окончательно покорить меня достижениями "западной цивилизации", он попросил меня назвать какую-либо европейскую компанию, ловким движением фокусника отщелкнул крышку ноутбука, сунул в предупредительно раскрытую щель компакт-диск и забегал пальцами по клавишам. Буквально через несколько минут я имел удовольствие лицезреть фото босса этой фирмы, всего ассортимента продукции и достаточно подробную (насколько позволял понять мой английский) информацию по компании.
Я почувствовал себя эдакой Эллочкой-людоедочкой, которая безнадежно проиграла соревнование дочери американского миллионера Вандербильда. Если, с поправкой на нашу инфляцию, мой трехсотый "пенек" еще как-то мог равняться с их буржуазным ноутбуком, то записная книжка (даже набитая под завязку "нужными" визитками) супротив общеевропейской базы данных никак не тянула.
Чтобы залечить пораненную национальную гордость, срочно был нужен наш, доморощенный "мексиканский тушкан". Но ничего такого в крае, что хотя бы отдаленно напоминало это "чудо враждебной информационной техники", я припомнить не смог. (Правда, голландца в тот раз я все равно уел, сообщив ему, сколько десятков Голландий помещается на территории Красноярского края.)
Попадись он мне сегодня - наверняка был бы посрамлен, ибо вскоре и Красноярский край сможет похвастаться подобным, если не еще более впечатляющим порождением информационного века. Недавно совершенно случайно мне в руки попали материалы, посвященные проекту "Кто есть кто в Красноярском крае", и я не смог удержаться от того, чтобы не изложить свои соображения на этот счет. Чему и обязана своим появлением эта статья.
"Информационный взрыв", "информационное общество" - как часто мы употребляем эти слова, не вдумываясь особо в то, что стоит за ними. А за ними стоят сухие строчки статистики: объем информации, которой располагает человечество, удваивается каждые семь лет, в развитых странах доля людей, занятых в сфере информации, скоро превысит долю людей, занятых в производстве. Если ХХ век был веком, когда все определяло наличие или отсутствие ресурсов, то в XXI веке все будет решать обладание информацией и умение ориентироваться в ее изобилии, выделяя ту ее часть, которая представляет особый интерес, которая жизненно необходима. Недаром именно проекты, ориентированные на создание информационных ресурсов, пользуются сейчас большим спросом, считаются наиболее привлекательными с точки зрения инвестиций.
Однако даже в наше богатое на "информационные чудеса" время проект "Кто есть кто в Красноярском крае" представляет собой шаг вперед по сравнению с традиционными идеями и формами "информационных проектов".
Сама идея сборника персоналий появилась не сегодня и даже не вчера - она уходит своими корнями в седую древность. Среди древнейших прообразов "Кто есть кто" - и Готский альманах, и жития святых, среди сегодняшних - разнообразные "желтые страницы", множество специализированных изданий: справочники по персонам - ученым, директорам фирм, банкирам и пр. Многие регионы России поддерживают компьютерные базы данных по фирмам, предприятиям и персонам.
Но даже при таком весьма солидном соседстве наше красноярское издание выглядит весьма и весьма представительным. Начать с того, что планируется (и, насколько я знаю, впервые в России) осуществить комплексный подход к представлению информации, задействовав все возможные каналы ее хранения и распространения - представительское издание в бумажном варианте, в варианте компакт-диска, в Интернет версии и в виде ТВ передачи. Но обо всем по порядку.
Сам проект "Кто есть кто в Красноярском крае" был задуман как информационно-представительское издание, призванное служить своего рода "визитной карточкой" Красноярья, способствовать популяризации региона в России и за рубежом, сформировать действительное экономическое, политическое и культурное лицо Красноярского края. Инициатором проекта выступила краевая администрация, непосредственным исполнителем является Центр стратегических проектов "Красный яр". Издание будет содержать только проверенную, надежную информацию по различным сферам жизни нашего общества: банкам и страхованию, бизнесу, учреждениям государственной власти, культуре, религии, науке, образованию, транспорту, СМИ и многому другому. Надежность информации об участниках издания гарантируется администрацией Красноярского края и независимыми экспертными источниками. Таким образом, включение информации о предприятии, организации, персоне есть и знак доверия к данному участнику издания со стороны администрации и своего рода символ значимости и признания заслуг перед современным обществом. Кроме того, проекту будет присуща некая "демократичность" - решения о включении в издание тех или иных персон и структур будут принимать люди, чье мнение является авторитетным в данной области (так, раздел "Администрация и власть" согласовывается с краевой администрацией, раздел "Культура" - с представителями региональных отделений творческих союзов и т.п.).
Как мне сообщили в "сером доме", выход в свет этого "информационного чуда" планируется в марте 2001 года (правда, в "Красном яре" по этому поводу настроены более скептично и утверждают, что реальный срок - конец мая).
Планируется, что первым вариантом этой "визитки" будет полноцветное издание представительского класса объемом более 600 страниц (том I - "Организации", том II - "Персоны"), общим тиражом 20000 экземпляров. Вся информация будет представлена на русском и английском языках в соответствии с международными стандартами для справочных изданий Who's Who.
Основная часть издания будет посвящена описанию различных предприятий и организаций Красноярского края, а также частных лиц. Здесь планируется изложить сведения об основных видах деятельности предприятий, их достижениях, представить изображения логотипов, цветные иллюстрации, адреса и телефоны офисов и филиалов.
Биографическая часть разделов включает информацию о ведущих бизнесменах, политиках, государственных и общественных деятелях, ведущих специалистах, ученых, деятелях образования и культуры, спортсменах... Словом, о тех, людях и организациях, которые сегодня реально влияют на ситуацию в крае и в России.
Дополнить издание призван создаваемый специально в рамках проекта Интернет сайт, который должен стать не только "хранилищем информации", но и серьезным маркетинговым орудием, которое позволит "продвигать" край посредством самых современных достижений интернет-технологий (увы, это все, что я смог понять из объяснений и кучи технических подробностей в силу своей вопиющей отсталости по этой части).
Пожалуй, что авторам проекта - Центру стратегических проектов "Красный яр" - все же не удастся объять необъятное и "выдать на-гора" полную информацию по Красноярскому краю. Но это и невозможно, ибо "полной информации" не существует в принципе. Однако даже те объемы информации, которые планируется привлечь на первых этапах проекта, уже впечатляют.
И, кстати говоря, такое издание, даже если не принимать во внимание его информационную ценность, само по себе является великолепным по замыслу (и, как обещают, по исполнению) историческим документом. Своего рода юбилейной "семейной фотографией" Красноярья, которая на рубеже тысячелетий отражает современную нам картину жизни края галереей достижений, успехов, поступков. Галереей людей, которые и определяют лицо, образ, характер Красноярского края, являются его "визитной карточкой".
Однако даже самая замечательная визитка начинает приносить пользу, только будучи передана в руки "нужным" людям. Об этом авторы проекта, похоже, позаботились в первую очередь. Часть тиража планируется бесплатно распространить в рамках эксклюзивной адресной рассылки. В числе прочих издание получат федеральные и региональные административные структуры, крупнейшие российские и зарубежные предприятия, коммерческие и консалтинговые фирмы, посольства и консульства зарубежных стран, национальные и региональные СМИ, крупнейшие библиотеки и т.п.
В заключение хотелось бы упомянуть еще об одном аспекте такого рода издания. Аспекте, о котором, может быть, сами авторы проекта и не догадываются. Может быть, то, что под "одной крышей" соберутся политические оппоненты и союзники, соратники и конкуренты в бизнесе, поможет нам наконец понять, что все мы, такие разные, живем в одном общем доме и делаем одно общее дело. И может быть, в нашем доме станет немного больше порядка и понимания, немного меньше цинизма и раздражения. Что бы там ни говорили - обществом движет его элита. И беда тому обществу, чья элита не может найти общего языка, не может немного поступиться своими интересами во имя порядка в общем ДОМЕ.
Поэтому мне и хочется пожелать успеха этому изданию и авторам проекта, пожелать успеха всем НАМ.
С. ТАРАСОВ