? 9 (36) СЕНТЯБРЬ 2000

Награда

Иван Антонович Булава, генеральный директор ОАО "Енисейское пароходство".
Международное
признание енисейских речников

Лето 2000 года принесло "Енисейскому пароходству" международное признание. В московском Центре международной торговли в рамках движения "Сотрудничество ради прогресса", организованного пять лет назад ведущими бизнесменами, менеджерами и компаниями Западной Европы, этому акционерному обществу был вручен приз "Хрустальная Ника", диплом и сертификат как лучшему предприятию России и Белоруссии. Эта награда тем более ценна, что ОАО "Енисейское пароходство" является одним из 110 предприятий двух стран, которые за пять лет были удостоены этого приза

Иван Антонович Булава, генеральный директор ОАО "Енисейское пароходство". Возглавляет пароходство с 1995 года, является первым генеральным. По образованию - судоводитель, окончил Омское речное училище по специальности "Судовождение на внутренних водных путях". Затем - судомеханический факультет Новосибирского института водного транспорта и Ленинградское высшее мореходное училище, где получил диплом штурмана малого морского плавания.

Работал капитаном, курировал речной транспорт в крайкоме партии. До избрания на должность генерального директора работал в Енисейском речном пароходстве первым заместителем.

Генеральный директор Енисейского пароходства Иван Булава награжден золотой медалью и удостоен звания "Лучший менеджер 2000 года".

По словам Ивана Антоновича, эта награда не была для пароходства случайной.

НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

- На протяжении семи лет мы активно сотрудничаем со швейцарской туристической компанией "Райзербюро Миттельтургау". За этот период сделано 70 рейсов с иностранными туристами, всего перевезено 10 тыс. 115 человек. Особенно удачным стал 2000 год, наш теплоход "Антон Чехов" сделал в этом сезоне 8 рейсов, доходы пароходства составили 5 млн. 505 тысяч рублей. Впервые за последние несколько лет теплоход "Антон Чехов" сработал с рентабельностью 15%.

Стабильно работает на международных линиях флот загранплавания. Летом 1999 года наши суда сделали шесть рейсов из порта Новый сад (Югославия) по Дунаю, Черному морю, Волге, на Москву и перевезли 11 тыс.700 тонн зерна. В 1999-2000 годах выполняются регулярные грузовые рейсы из Турции с хромовой рудой на Пермь и с обратной загрузкой на порт Думьят (Египет) с фанерой и деревоплитой. В июле 2000 года теплоход "И. Назаров" впервые совершил рейс из Ейска в порт Бизерта (Тунис) с 1.900 куб.м пиломатериалов.

В августе-сентябре 2000 года наши экипажи выполняли рейсы из Таганрога с грузом металла в порты Израиля с полной загрузкой (2000 тонн ежерейсно). В навигацию текущего года теплоход "Пушкино" из порта Калач-на-Дону со стальным прокатом заходил в порт Барселона (Испания), а теплоходы "Иван Ярыгин" и "Механик Вакутин" заняты на перевозках груза из Астрахани в порты Ирана по Каспийскому морю. Насыщенная работа пароходства на международных перевозках в первую очередь учитывалась при подведении итогов на предмет признания и присвоения "Хрустальной Ники". Для нас это, конечно, почетная награда.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

- Совсем скоро "Енисейское речное пароходство" отметит 70-летний юбилей со дня своего основания. На его счету немало славных страниц. Каковы, по вашему мнению, главные достижения последнего десятилетия?

- В 1963 году мы отмечали 100-летие парового судоходства на Енисее, когда первый пароход преодолел Казачинский порог. А сейчас мы готовимся отметить дату, связанную с образованием Енисейского речного пароходства. Семьдесят лет назад, 5 февраля 1931 года, Постановлением ЦИК и СНК СССР были образованы 15 пароходств, среди которых и Енисейское.

Главным достижением перестроечного периода можно считать тот факт, что нам удалось сохранить структуру пароходства как единого комплекса в прежнем составе. Все остальные пароходства страны этого сделать не смогли, они раздробились. Например, Волжское объединенное пароходство раздробилось на 3 акционерных компании и около 10 портов стали полностью самостоятельными. Мы же практически не потеряли ни одного коллектива. Сегодня мы остаемся одним из наиболее стабильно работающих пароходств, которое выполняет все программы по Северному завозу и обеспечивает национальную безопасность страны.

Кроме того, наше пароходство - одно из немногих, кто выстроил четкую программу обновления флота. Разработана совершенно новая технология по обновлению работающих на море судов постройки 1967-1968 годов. Для судов загранплавания наработана практика реновации судов. После восстановительного ремонта морской регистр как бы условно продляет им срок службы еще на 10-15 лет. Программа модернизации судов позволит нам и далее устойчиво работать на международном рынке.

:И "ФАКЕЛ БАРМИНГАМА"

- Насколько известно, для "Енисейского речного пароходства" "Хрустальная Ника" не единственная награда...

- В 1995 году наше акционерное общество уже было удостоено другой международной награды - "Факел Бармингама" "за выживание в условиях экономического кризиса". Эта награда учреждена в американском городе Бармингаме (не путать с Бермингемом) и вручается предприятиям, которые успешно выжили в условиях жесточайшего финансового кризиса.

Это имидж пароходства на международном уровне. Эти награды позволяют нам стать участниками программ, которые предусматривают партнерство в сфере инвестиций, поставок сырья, оборудования, товаров. К нам поступают приглашения с предложениями по обучению наших специалистов, повышению их квалификации, иностранные специалисты могут работать на наших предприятиях. Широко практикуется проведение международных ярмарок, выставок, конгрессов и т.п. То есть нас признали полноправными партнерами международного бизнеса.

- Иван Антонович, вы как генеральный директор тоже получили высокую международную оценку и признаны лучшим директором 2000 года. Какими качествами должен обладать руководитель, возглавляющий такое крупное предприятие?

- Первое - не надо суетиться. Диктатором себя я не считаю, уважаю коллективное мнение, но это коллективное мнение, коль скоро оно принято, должно беспрекословно выполняться. Прежде чем принять решение, нужен глубокий анализ ситуации, всестороннее экономическое обследование. Убедился в целесообразности выбранного варианта - действуй. Необходим четкий контроль за исполнением принятых решений. Жесткость руководителя должна проявляться в требовании неукоснительного исполнения должностных обязанностей, потому что на водном транспорте Устава никто не отменял. Служба на судах должна быть организована по Уставу. Здесь необходимы жесткая дисциплина и порядок.

- Какие качества учитываются при приеме персонала?

- Прежде всего опыт, который человек имеет за плечами. Если это матрос, то нужно посмотреть, кем он работал раньше, сможет ли он выполнять возложенные на него обязанности, а самое главное, обладает ли он чувством подчинения. Бывает так, что человек образованный, грамотный, но не любит подчиняться. На флоте это неприемлемо. Матросы, особенно в загранплавании, должны строго соблюдать дисциплину. При подборе менеджеров высшего звена учитывается не только школа, которую прошел человек, и его опыт, но и его видение проблем, методы их решения. Конечно, предполагается испытательный срок. Если он проходит успешно, человек принимается. Не скрою, что нередко при приеме на работу немаловажную роль играет и субъективный фактор.

- Вы - первый генеральный директор ОАО "Енисейское речное пароходство". В чем специфика управления акционерным обществом, и каковы были ваши первые шаги.

- Главной задачей было формирование команды. Это была самая острая проблема. Команда, которая работала до 1995 года, не смогла бы работать в новых экономических условиях. Я, в частности, начал с того, что поменял всех заместителей, а прежним подобрал другие места работы, которые их устроили. Вторая проблема связана с поисками финансового партнера. В условиях развала банковской системы нужно было безошибочно определить, с каким из банков сотрудничать. С выбором мы не ошиблись, таким партнером для пароходства стал банк "Кедр".

Третья проблема, которую нам удалось с успехом решить, - выход наших судов в загранплавание. Сказать, что в то время нас за границу не пускали, ничего не сказать. В Москве нам намекали на известную пословицу: нечего, мол, со своимрылом лезть, да в Калачный ряд", давайте груз, мы сами его увезем. Добавлю к этому, что 80% специалистов плавсостава пароходства вообще не поддерживали идею загранплавания. Это была моя идея, я решал эту проблему, еще будучи заместителем начальника пароходства по эксплуатации. Но, не мытьем так катаньем, мы вышли на международные линии, утвердились там, и, слава богу, ни одно из наших судов не задерживалось по Парижскому меморандуму за несоответствующее обеспечение безопасности мореплавания. За границей мы работаем стабильно.

- Наверняка вам запомнился первый загранрейс. Каким он был?

- Это был 1994 год. Из России нас не выпускали, поэтому мы вынуждены были связаться с грузинским регистром, который и дал разрешение нашим судам на выход за границу. Через год, в связи с известными событиями, конечно, пришлось оттуда "уносить ноги", чтобы не потерять флот. Но мы уже были на западном рынке. За первыми пошли другие суда и успешно ходят до сих пор. Хотя были и трагические моменты. Например, одно судно мы потеряли во время шторма. Именно в этот день затонул паром "Эстония". И вы знаете о чудовищных последствиях этой катастрофы. Только это случилось на Балтике, а теплоход "Яхрома" терпел бедствие в Баренцевом море, где погибла подводная лодка "Курск". Там была настолько сильная волна, что спасательные суда, ледоколы "Капитан Мецайк" и "Механик Косолапов", ничем не смогли помочь грузовому судну, трюмы которого заливало водой. Суда были вынуждены бросить буксир, лечь в дрейф и спасать себя. Дважды экипаж снимали с терпящего бедствие судна, и когда уже считали, что сумеем его спасти, ледокол "Капитан Мецайк" получил повреждение надстройки и не смог продолжать спасательные работы. В результате теплоход "Яхрома" был выброшен на отмель в районе мыса Русский, заворот на траверзе Нарьян-Мара, а экипаж снят с помощью вертолетов.

- Как бы вы оценили сегодняшнее финансовое состояние пароходства?

- Мы потихоньку поднимаемся на ноги и отдаляемся от грани банкротства. Начали расти объемы перевозок, своевременно выплачивается зарплата, развиваются отношения с нашим главным партнером - Норильской горной компанией. С удовлетворением могу сказать, что договоренности с РАО "Норильский никель" выполняются и мы завозим в Норильск больше грузов, чем в предыдущие годы.

С генеральным директором НГК Д.Т. Хагажеевым договорились о создании совместного предприятия по перегрузке нефтепродуктов на нефтебазе грузового района Песчанка в Красноярске. Это будет стимулировать северян поставлять грузы по Енисею на судах пароходства. Подобное сотрудничество выгодно как пароходству, так и комбинату. Проект учредительного договора на создание этого предприятия уже подписан, и ведется доработка Устава предприятия.

НАВИГАЦИЯ-2000

- В конце сентября последние суда с грузами и продовольствием уйдут в северные районы края. Как сложилась навигация-2000?

- Навигация 2000 года организована на порядок выше, чем в предыдущие годы. В результате мы опережаем график прошлого года на 820, 0 тыс. тонн. Ожидаем, что до конца навигации будет предъявлено к перевозкам еще 782,0 тыс. тонн. Это нефтепродукты - 52,0 тыс. тонн, лес в плотах - 130,0 тыс тонн. Если в Енисейском заливе перевозки речным флотом практически завершены, то в оставшееся время нужно доставить грузы в поселок Бор Туруханского района, в поселок Подтесово Енисейского района. Видимо, до наступления льда будут продолжаться перевозки по реке Ангара. Нужно еще отбуксировать 23 плота, доставить в Кежму около 4, 5 тыс. тонн нефтепродуктов. После этого мы можем заявить, что свою задачу на 2000 год выполнили полностью. Богатый опыт работы в вопросах транспортного обслуживания края позволяет обозначить перспективные задачи, которые целесообразно решать в нашем регионе.

Совещание с руководителями Балахтинского угольного разреза, который организовал поставку угля для Идринского и Каратузского районов выявило резервы этого предприятия. Производственные мощности - более 1 млн тонн угля в год. Самая низкая в регионе себестоимость добычи. Вполне приемлемая сортность. Пароходство готово организовать в Приморске перевалочную базу, чтобы отгружать более 200 тыс. тонн угля для Мотыгинского, Туруханского, Енисейского и других районов края, включая зону Красноярского водохранилища.

Статистика свидетельствует, что Красноярский край активно занимается внешней торговлей. Цветной металл, пилоэкспорт, сера, металлолом - далеко не полный перечень вывозимой продукции. Оптимизировать транспортные схемы, используя возможности железной дороги, реки Енисей, трассы Северного морского пути - вот задача транспортного цеха края. Мы должны задействовать перевалочные порты Усть-Луга на западе, Зарубино на востоке для вывоза продукции. Флот пароходства готов перевозить эти грузы на Балтике, в Черном и Средиземном морях. Есть мысль совместными усилиями администрации края, крупнейших туристических фирм создать предприятие для обслуживания иностранных туристов на территории края. 7 лет работы с иностранными туристическими фирмами по эксплуатации теплохода "Антон Чехов" кое-чему научили. Теперь настало время самим осваивать этот рынок.

В третье тысячелетие Енисейское пароходство входит с оптимизмом. В крае отмечается подъем экономики. Это самый надежный фактор для оптимистического прогноза, ибо транспортники должны идти на шаг впереди.

В сентябре Иван Антонович Булава празднует свой день рождения. Искренние поздравления!

Маргарита ИЛЬИНА

 

 

События месяца

 Красноярская угольная компания представила на рассмотрение энергетиков план переоборудования дальневосточных станций для переработки нашего угля...

 РАО "Норильский никель" возглавил Джонсон Хагажеев...

 Совет федерации профсоюзов принял обращение к депутатам Законодательного собрания по поводу того, что...

 6 апреля губернатор края Александр Лебедь, президент союза товаро-производителей, предпринимателей Валерий Сергиенко и председатель краевой федерации профсоюзов Юрий Тарасов подписали соглашение о...

 На Таймыре, близ Дудинки, в поселке Левинские пески, появилась первая ветряная энергетическая установка...

 Согласно информации, предоставленной ИЦ "Рейтинг", в классификации надежности банков (по состоянию на 1 февраля) к группе А - Высшая категория надежности - принадлежат...

 Филиал "Внешторгбанка" в Красноярске в 2000 году заплатил налоги в местные бюджеты в 8 раз больше, чем в 1999 году...

 Руководство Березовской птицефабрики возражает против объединения птицеводов края под эгидой государственного унитарного предприятия (ГУП)...

 Лучшие сибирские аэропорты будут использоваться на международных кроссполярных трассах лишь как аварийные...

 В 2002 году в Красноярске появятся автобусы собственной марки...

Вопрос месяца

Насколько обосновано повышение тарифов в крае? Как это отражается на деятельности вашего предприятия?


Джонсон ХАГАЖЕЕВ, генеральный директор РАО 'Норильский никель', генеральный директор ОАО "Норильская горная компания"


Сергей СОКОЛ,
генеральный директор ООО "Норильск-газпром"


Николай ВАСИЛЕНКО, профессор, д.т.н., вице-президент РИА, академик Международной и Российской инженерных академий, директор НИИ СУВПТ.


Ольга ЧЕРНОВА, финансовый директор ОАО "Пикра"


Виктор ШЕЛЕПКОВ, генеральный директор ЗАО "Новоенисейский ЛХК".


Вера ОСЬКИНА, председатель политсовета Красноярской региональной организации ОПОО - партия "Единство"


Владимир БАСКАКОВ, руководитель экономико-правовой коллегии "Союза красноярцев".


Валерий СЕРГИЕНКО, президент "Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края", координатор "Союза красноярцев".


Юрий ТУРОВ, председатель совета директоров ПСК "Союз".

 

архив номеров

Архивная страница номеров


о журнале
о редакции оформить подписку

 

Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик:

Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"