? 1 (40) ДЕКАБРЬ 2000 - ЯНВАРЬ 2001

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Геннадий Иванович МИКИЧУРА, заместитель губернатора края.
От затратных методов к нормативным
Родился в 1956 году.
Окончил в 1980 г. Севмашвтуз в г.Северодвинске, по образованию: инженер-электрик.
С 1969 г. по 1972 г. служил на Тихоокеанском флоте, старшина 1 статьи, г.Владивосток.
С 1972 г. по 1988 г. работал электромонтажником, инженером по наладке и испытаниям атомных подводных лодок Амурского предприятия "Эра", г. Комсомольск-на-Амуре.
С 1988 г. по 1990 г. - директор завода стройматериалов, г.Комсомольск-на-Амуре.
С 1990 г. по 1991 г. - заместитель председателя Центрального райисполкома, г.Комсомольск-на-Амуре.
С 1991 г. по 1996 г. - глава администрации Центрального района, г.Комсомольск-на-Амуре.
С 1995 г. по 1997 г. - депутат Хабаровской краевой думы первого созыва, г. Хабаровск.
С 1997 г. по 1998 г. - начальник управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда, г. Хабаровск.
С 1998 г. по 1999 г.- и.о. начальника, начальник управления ЖКХ и жилищной политики администрации края, г.Красноярск.
С 1999 г. - заместитель губернатора Красноярского края по вопросам жилищно-коммунального комплекса, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, проблемам территорий.

-Геннадий Иванович, каким был прошедший год для сфер, которые вы курируете, и, в частности, для жилищно-коммунального комплекса?

- Начало года было омрачено тяжелейшей аварией в Лесосибирске - жители города остались без тепла, поэтому в прошлом году мы делали все для того, чтобы не допускать подобных ситуаций и вытащить жилищно-эксплуатационный комплекс из кризиса. Результаты этой работы налицо. Сегодня отрасль профинансирована более чем в два раза. На 100 процентов обеспечены текущие потребности ЖКХ, погашены прошлые долги. Для сравнения. Если в 1997 году был заменен 41 километр тепловых сетей, то в прошлом - 165. В 1997 получили 52 процента ассигнований от годовых потребностей, в 2000 - 100 процентов. В 1997 году заменили 12 километров водопроводных труб, в прошлом - 105.

Разработана целевая комплексная программа по устойчивой работе жилищно-коммунального комплекса. На ее реализацию в 1997 году было выделено 40 миллионов, в 2000 эта сумма увеличилась до 90, на 2001 год заложено 180 миллионов рублей. Они будут распределены по районам независимо от того, донорский он или дотационный. Средства эти предназначены для особо важных работ, экстренных случаев, которые бюджеты территорий могут просто не потянуть. Впервые жилищно-коммунальный комплекс профинансирован полностью. Средства, которые мы вложили в мероприятия по подготовке к зиме, и деньги, выделенные на перспективу, дают нам основания требовать с наших подразделений, работников жилищно-коммунальной сферы наиболее качественной эффективной работы.

- То есть управление жилищно-коммунального хозяйства переходит от затратного метода финансирования жилищно-коммунальной сферы к нормативному?

- Этот метод стимулирует снижение затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Для каждого района будет утвержден предельный размер бюджетных расходов. С учетом этого сформированы расходные статьи бюджета по жилищно-коммунальному хозяйству, в которых предусмотрены потребности в ассигнованиях из бюджета на нынешний год, дан прогноз до 2003 года.

Разработан краевой стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц по городам и районам края. Проведены проверки предприятий ЖКХ в городах и районах края. Эти мероприятия позволяют при установлении тарифов избежать завышения себестоимости оказываемых услуг.

Законом Красноярского края утверждена краевая целевая программа "Повышение устойчивости и перспективное развитие инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на 2000 год". В рамках ее реализации с главами муниципальных образований заключены государственные контракты на 82 миллиона рублей.

Одним из разделов краевой целевой Программы является обеспечение приборами учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, границ раздела с поставщиками и объектов жилищно-коммунального хозяйства. С этой целью с администрациями городов и районов края и специализированными организациями заключено 14 государственных контрактов на установку приборов и монтаж узлов учета на границах раздела с поставщиками теплоэнергии и воды, тепло- и водоисточниках, объектах канализации.

Большая работа проделана по подготовке заявок на приобретение котельного, насосного, технологического оборудования и спецтехники. На эти цели администрациям городов и районов края перечислено 74,05 миллиона рублей (90 процентов от общего объема финансирования Программы). Эти мероприятия, безусловно, повысят устойчивость отрасли, дадут дальнейший толчок к ее перспективному развитию.

Одним из основных направлений реализации концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства края является обеспечение квалифицированными работниками. Красноярский краевой центр подготовки работников ЖКХ организовал обучение 1099 специалистов, из которых 363 - руководящие работника, 736 - специалисты по разным направлениям.

- Геннадий Иванович, еще одно, не менее важное направление вашей работы - северный завоз. Мы знаем, как пострадала, к примеру, та же Эвенкия год назад, население которой осталось без жизненно важных - топлива, материалов, продуктов питания. Нынче завоз грузов на Север был более успешным. Расскажите об этом.

- Экономика Севера из-за более высоких цен на электроэнергию, топливо, транспортные перевозки, стоимости рабочей силы, оттока финансовых средств поставлена в неравные условия по сравнению с другими районами края. Все, чего мы смогли добиться, так это 50 -миллионной бюджетной ссуды.

Пришлось рассчитывать в основном только на себя. За последние три года бюджет края, благодаря жесткой политике, которую проводит губернатор, стал финансовым, денежным, и мы смогли практически самостоятельно профинансировать северный завоз. Был сделан некоторый задел. Например, в то время, как другие покупали уголь в Хакасии по 260 рублей за тонну, мы возили его по тендеру, условия которого были оговорены на год, по 200 рублей. К тому же возросшие цены на нефтепродукты заставили администрации северных территорий всерьез подумать о разработке местных месторождений угля. Его добыча увеличилась по сравнению с уровнем предыдущего года на 13 процентов. В ближайшие 2-3 года мы собираемся разработать угольный разрез в Мотыгинском районе, а это значит, что все средства за приобретенное топливо, а нам требуется 350 тысяч тонн угля в год, будут оставаться в крае.

Кроме того, в прошлом году мы ввели разделение бюджетной сферы и возвратной. Что это значит? К примеру, топливо, которое мы отправляем, должно быть продано - деньги возвращены, раньше этого не делалось. Бюджетную сферу финансируем на все сто процентов, при этом каждый район должен защитить свою заявку - это средства не возвратные. Таким образом, примерно 20 процентов средств должны возвращаться постоянно, и они вновь идут на северный завоз. В течение следующего года возвращается вся остальная сумма.

- В прошлом году, когда Федерация отказалась финансировать северный завоз, вы сделали первый шаг и практически самостоятельно справились с этой задачей, как строили вы свою работу?

- Когда Федерация отказала в финансировании, мы поняли, что рассчитывать надо только на себя. Мы пришли к выводу, что тратить такое количество средств одномоментно не рационально. В 1999 году на северный завоз за короткий период ушло около миллиарда рублей. Тогда мы завезли 115 тысяч тонн. Нынче мы строили политику иначе.

Решили: там, где есть железная дорога, создав определенный запас, можно завозить товары, материалы, продукты и в течение года. К примеру, в Лесосибирск, Енисейск, Богучаны. Сделали корректировку, то есть в целом объемы остаются, но осуществлять завоз будем не только в короткий летний промежуток времени. Такова стратегия завоза-2000. Несмотря на то, что в прошлом году мы завезли 62 тысячи тонн, в целом увеличили объем грузов на 1,4 процента.

Кроме того, ввели систему проведения тендеров. Каждая территория теперь обязана защитить свою заявку. Глава района должен доказать, что именно такое количество топлива, продовольствия, медикаментов необходимо. Это дисциплинирует обе стороны.

Благодаря настойчивости губернатора А.И.Лебедя, удалось в прошлом году справиться с северным завозом даже в такую удаленную территорию, как Эвенкия. Средства были выделены как из краевого бюджета, так и из федерального центра.

Я оцениваю северный завоз как концентрацию огромных финансовых средств в короткий промежуток времени. И, естественно, важное значение имеет своевременное финансирование. Только из краевого бюджета на северный завоз было выделено более 500 миллионов рублей, из федерального - 202,4 миллиона.

Завоз продовольствия и медикаментов осуществлен на 75,8 и 80,9 процентов, соответственно, обеспечив потребности бюджетной сферы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такие районы, как Туруханский, Мотыгинский, Богучанский и город Игарка, получили 100 процентов требуемых грузов. Кежемский, Енисейский районы и г. Енисейск имеют возможность завоза грузов по железной дороге круглогодично.

Было завезено: угля - 249,4 тыс. тонн (81,50%), в том числе в районы Крайнего Севера - г. Игарку, Туруханский, Северо-Енисейский, Мотыгинский районы - 100 процентов; нефтепродуктов - 62 тыс. тонн (100%) для бюджетных нужд края и 16,7 тыс. тонн (40,52%) для прочих потребителей, приобретающих жидкое топливо за счет собственных средств и на возвратной основе. Всего завезено 78,6 тыс. тонн ГСМ, что на 2,9 тыс. тонн больше, чем в 1999 году. Впервые за последние годы навигационная доставка нефтепродуктов для бюджетной сферы в полном объеме завершена в установленные сроки, т.е. до 10 декабря. Сполна отгружен уголь в Лесосибирский порт для потребителей Енисейского района и г. Енисейска, доставка которым производится автомобильным транспортом.

- Каким-то образом решается проблема по стабилизации обстановки на территориях, где проживают малочисленные народности Севера?

- С целью стабилизации социально-экономического развития территорий проживания коренных малочисленных народов Крайнего Севера принят Закон Красноярского края от 27.03.2000 года ? 10-680 "О краевой целевой программе "Социально-экономическое развитие территорий проживания КМНС Красноярского края на 2000 - 2003 годы"". За прошлый год на ее реализацию освоено 7 миллионов рублей.

- Геннадий Иванович, в вашем ведении находится и управление ГО ЧС? Каким был год прошедший для этого подразделения?

- Довольно-таки трудным. Характерными для края являются паводки, наводнения, лесные пожары, ураганные ветры, опасные инфекционные болезни. Трудным был для нас 1999 год. Тогда в зону затопления попал поселок Ворогово с населением 1600 человек, 773 из них было эвакуировано, погибло более 400 голов крупного рогатого скота. Общий ущерб составил 273,5 млн рублей. На проведение аварийно-спасательных работ из краевого бюджета было выделено 5,3 млн рублей, в том числе 1,3 млн. рублей направлено на выплату единовременной помощи пострадавшему населению. При весеннем паводке в Богучанском районе на реках Ангара, Иркинеева, Карабула из-за образовавшихся заторов в зону затопления попали 11 населенных пунктов, в которых проживает 24 905 человек. Подтоплено 277 домов, 395 квартир, пострадало 1428 человек. Повреждено 271 жилой дом, шесть домов разрушено. Вышли из строя линии электропередач протяженностью 10 км. Общая зона чрезвычайной ситуации составила 737 кв км.

В 2000 году благодаря предупредительным мероприятиям, несмотря на более сложную паводковую обстановку, общий ущерб оказался меньше в три раза.

Заранее, еще в феврале, мы начали готовиться к этой экстремальной ситуации. Подготовили необходимые места, куда можно эвакуировать людей, провели взрывные работы. Благодаря всем этим мероприятиям страшных последствий паводка избежать удалось. Губернатор принял мудрое решение: переселить людей из зоны затопления. Около 10 миллионов рублей потребовалось, сегодня дома построены, люди переехали.

В оперативном порядке в мае жители Ярцево и Леднево Енисейского района были эвакуированы в безопасное место.

Определенные изыскания ведет и сегодня оперативная группа ГО ЧС совместно со специалистами Гидромета. Они определили толщину льда. Прогнозировать ситуацию на весенний паводок пока трудно, но мы к ней готовы, и опасений нет.

В 2 раза меньше в крае стало лесных пожаров, в восемь раз по сравнению с 1999 годом уменьшилась их площадь.

Словом, кризисных ситуаций стало меньше.

 

Вопрос месяца

2000 год называют годом стабилизации экономики России.

Каким он был для красноярцев?


На наш вопрос отвечают:


Александ Коновальцев, генеральный директор Красноярской биржи "Тройка".


Сергей Гуров, глава города Канска.


Джонсон Хагажеев, генеральный директор ОАО "Норильская горная компания".


Антон Энгель, директор Красноярского филиала "Банка Москвы".


Леонид Адашкин, управляющий Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.


Игорь Ноздрин, внешний управляющий ОАО "Красноярский ЦБК".


Артемий Теричев, коммерческий директор представительства компаний АйТи в Красноярске.

архив номеров

ноябрь, 2000 октябрь, 2000 сентябрь, 2000 июль-август, 2000


 о журнале

 о редакции


Copyright 2001
ИД "Миллион"

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"

Создание и поддержка сайта



 Наши партнеры:

 

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик: