№ 3 (77) Апрель 2004

  ТЕМА НОМЕРА: КРАСНОЯРСК, 2010 ГОД

СОБЫТИЯ

ИТОГИ

КАК ЭТО БЫЛО

Мы продолжаем исторический обзор, посвященный 70-летию Красноярского края. На этот раз мы поговорим о том, как строились известные здания и архитектурные ансамбли столицы края.


Центральный стадион

Еще в 1930-е годы у красноярских властей появилась идея создать на острове Отдыха спортивно-оздоровительный парк и комплекс спортивных сооружений. Но осуществилась эта мечта только 1965 году после строительства Коммунального моста и Красноярской ГЭС. По оригинальному проекту заслуженного архитектора РСФСР В.В. Орехова за рекордно короткий срок – два с половиной года – на острове возвели стадион-чашу на 35 тысяч мест.

На фото: Строительство Центрального стадиона

Правда, практически перед самой сдачей спортивного сооружения руководство добавило в проект небольшую, но заметную деталь "от себя". Не считаясь с протестом В.В. Орехова, к красноярскому стадиону капитально, на совесть приделали козырек.

Несмотря на "самовольное творчество" властей, в 1968 году проект здания Центрального стадиона был признан одним из лучших сооружений советской архитектуры конца XX века, а В.В. Орехов был удостоен диплома I степени на смотре творчества молодых архитекторов в Москве.


Дворец спорта "Енисей" имени Ивана Ярыгина

В едином "спортивно-оздоровительном порыве" на острове Отдыха создали и Дворец спорта "Енисей" – здание в форме корабля. Автором проекта вновь стал В.В. Орехов. Спортивный комплекс принял первых гостей в ноябре 1981 года в день открытия финала V Зимней спартакиады народов СССР.


Красноярский речной вокзал

На месте речного вокзала всегда была пристань. В 1861 году к ней причалил первый пароход "Москва". На нее сходили О.Ю. Шмидт, А.П. Чехов, В.Я. Шишков, цесаревич Николай II, В.И. Ленин. 29 июня 1952 года на месте старой пристани открылся речной вокзал, построенный архитектором А.М. Голубевым.

Сегодня Красноярский речной вокзал считается лучшим в Сибири. В 1958 году этот проект высоко оценило жюри Международной выставки в Брюсселе – он был удостоен серебряной медали.


Архитектурный ансамбль на площади Революции

В начале XX века красноярские революционеры митинговали в основном на Новобазарной площади. И после Октябрьской революции эта традиция не умерла. И 1 мая 1918 года на очередном митинге в честь революционной солидарности трудящихся было принято решение переименовать Новобазарную в площадь Революции. Это решение было узаконено в мае 1921 года.

В 1936 году профессору А.Д. Крячкову поручили разработать проект здания Дома Советов, которое предполагалось построить на месте уничтоженного в 1936 году Богородице-Рождественского собора.

На фото: Открытие памятника Ленину

Вокруг должен был располагаться сквер. Ансамбль построили только в 1956 году, и не совсем так, как планировал его Крячков. Площадь Революции и окружаюшие ее здания составили основное композиционное ядро центра города. К тому времени были разрушены не только Рождественский собор, но и гостиные ряды и торговый корпус "Пассаж". На их месте по периметру площади были выстроены здания Совнархоза, управлений железной дороги и Аэрофлота, Центра научно-технической информации и краевой научной библиотеки. Архитектурный ансамбль, выдержанный в стиле "советской неоклассики", стал одним из последних творений эпохи монументального градостроительства.


Архитектурный ансамбль на площади Мира

Площадь Мира – исторический центр Красноярска. Когда-то ее называли Тулкинской, или просто Тулкой. Именно здесь в 1628 году был построен Красноярский острог. В начале XIX века площадь получила название Старобазарной, а сразу после Октябрьской революции ее переименовали в площадь Просвещения или площадь Искусств. Сегодня площадь Мира часто называют Стрелкой.

В конце 1970-х было принято решение строить на Стрелке здание филармонии и здание филиала Центрального музея имени Ленина (ныне – Культурно-исторический центр). Оба проекта принадлежат заслуженному архитектору России А.С. Демирханову, который очень удачно выбрал само место для возведения нового архитектурного ансамбля. Здания прекрасно видны со всех направлений. Если мысленно провести прямую между часовней на Караульной горе и стрелкой острова Татышев, КИЦ окажется точно на ней.

В 1983 году на месте разрушенного в годы Советской власти Воскресенского собора был построен Большой концертный зал. Строительство КИЦа завершилось в 1987 году. При возведении концертного зала и музея Ленина строители не сохранили культурного слоя Красного Яра XVII-XVIII веков. Бесценный исторический памятник был уничтожен практически без всякого изучения.


Площадь 350-летия Красноярска

В 1967 году по проекту архитектора Арэга Демирханова началась активная застройка и благоустройство площади 350-летия Красноярска. Архитектурный ансамбль площади включал в себя несколько объектов: городской Дом Советов, гостиницу "Красноярск" (1970 г.), здание Енисейского речного пароходства и красноярский театр оперы и балета.

На фото: Один из проектов площади 365-летия Красноярска


Красноярский государственный театр оперы и балета

12 августа 1978 года в культурной жизни города произошло важнейшее событие – открылся Красноярский государственный театр оперы и балета. Он был построен по проекту известного московского архитектора, лауреата Государственной премии СССР И.А. Михалева.
Открытие театра было приурочено к 350-летию Красноярска. Свой первый спектакль – оперу А. Бородина "Князь Игорь" – театральная труппа представила вниманию партийно-хозяйственной элиты Красноярска и края. Перед началом представления прошла торжественная церемония вручения Красноярску ордена Октябрьской революции.

На фото: Строительство театра оперы и балета


Цирк

Своим рождением здание красноярского цирка обязано председателю городского Совета народных депутатов А.С. Курешову. Именно он всеми силами "пробивал" строительство нового здания. Причем хотелось построить его не по типовому проекту, а по своему, красноярскому. Конкурс выиграл тогда еще неизвестный архитектор Виталий Орехов. Он предложил изменить контур типового фасада здания, округлив его. Таким образом вместо восьмигранного объема красноярский цирк стал действительно "цирком" – кругом. Всего через 3 года после начала строительства новое здание уже принимало первых зрителей.

Надежда РЕПНИКОВА



ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗАСТРОЙКА КРАСНОЯРСКА

"Линией судьбы" нашего города стала Транссибирская магистраль. Благодаря ей развивались у нас производство и торговля, расширялась городская инфраструктура… Благодаря ей Красноярск стал одним из важнейших транспортных узлов Сибири, крупным промышленным и культурным центром. И благодаря ей Красноярск перестал быть компактным городом и чуть не превратился в одну большую промзону – группу ведомственных поселков, выстроенных вокруг предприятий: во время войны возле железной дороги бешеными темпами отстраивались цеха эвакуированных заводов. Тогда было не до архитектуры…
Именно промышленное строительство во многом определило планировку нашего города. К сожалению, гораздо чаще, чем хотелось бы, структурными центрами городской застройки становились вовсе не исторические здания и красивые архитектурные ансамбли, а заводы и фабрики.

До начала XX века промышленное производство в Красноярске было сконцентрировано на левобережье. В 1895 году, когда через город прошел Транссиб, особенно активно начала развиваться его западная часть. Новые предприятия уже тогда строились вдоль железной дороги, и один из первых настоящих "промрайонов" сформировался в Красноярске в районе Царского моста – там, где рельсы выходили к Енисею.

В 1931 году была сделана первая после революции попытка сохранить компактную планировку Красноярска. Однако разработанная схема генерального плана застройки города не учитывала всех масштабов промышленного строительства. Комплекс заводов тяжелого машиностроения, гидролизный и бумажный комбинаты, ТЭЦ – все это осталось за рамками документа.

Поэтому в 1934 году московский проектный институт "Горстройпроект" разработал генеральный план так называемого "Большого Красноярска" на 400 тыс. жителей. Согласно ему основные промышленные предприятия тяжелой индустрии должны были разместиться на правом берегу Енисея с учетом господствующих ветров и течения реки.

На фото: Строительство Коммунального моста через Енисей

При выборе площадок для размещения предприятий и новых жилых районов решающую роль сыграли преимущества ровной, свободной от застройки территории, близость сырьевых материалов для строительства, благоприятные условия для устройства причалов. Главным результатом нового плана стала двухбережная планировка Красноярска.

Проект правобережного "Большого Красноярска" отличали простота и изящество градостроительного замысла, четкость функционального зонирования городских территорий. Мощная "панель" правобережной промзоны четко отделялась широкой полосой санитарно-защитной зелени от жилых районов, выходящих к берегу реки. Учтена была и возможность дальнейшего линейного развития. Проходящую по правому берегу ветку Транссиба было намечено отнести ближе к подножию Торгашинских гор.

До войны в Красноярске начали строить такие крупнейшие предприятия, как ЦБК и ДОК, завод Красмаш и ТЭЦ. Рядом с ними строили рабочие поселки. В итоге интересы промышленных гигантов сильно "подкорректировали" генплан. Еще более осложнило его реализацию замедленное строительство общегородских транспортных коммуникаций и отсутствие моста через Енисей.

Во время войны и в послевоенные годы (1941-1950-е) Красноярск стал индустриальным центром региона. Его функционирование было полностью подчинено задачам обороны страны. Из западных регионов России в Красноярск эвакуировали целый ряд предприятий. Необходимо было срочно налаживать производство, эвакуированные заводы и фабрики размещали вдоль железной дороги и на набережных Енисея – тут уж было не до генплана.

Ведомственный поселковый принцип строительства привел к нарушению функционального зонирования и практически полному отходу от основной идеи генплана 1934 г. На прибрежных территориях разместились судостроительный и судоремонтный заводы, деревообрабатывающий и целлюлозно-бумажный комбинаты, комбайновый завод. Предусмотренный генпланом перенос железной дороги к подножию второй правобережной террасы так и не осуществили. "Чересполосица" стала главным принципом застройки правобережья.

В первые послевоенные годы красноярская промышленность продолжала развиваться "по инерции". И размещение новых объектов происходило по-прежнему по "военной" логике: их, как и раньше, строили на территориях, непосредственно примыкающих к железной дороге, на берегах реки и площадках, приближенных к источникам строительного сырья. Город продолжали застраивать по ведомственному признаку. В результате в начале 1950-х годов только на правом берегу было уже 20 рабочих поселков, принадлежавших разным предприятиям и занимавших до 35% территории правобережья. В городскую черту вошло и несколько деревень.

За годы войны промышленный и научный потенциал Красноярска значительно вырос. Людей тоже прибавилось: с 1939 по 1959 годы население города увеличилось на 116,8% – со 190 до 412 тыс. человек. Главными направлениями промышленного развития с начала 1950-1960-х гг. в Красноярске становятся:

– стройиндустрия (три завода ЖБИ и ЖБК, два КСК, комбинат асбоцементных изделий, цементный, асфальтобетонный и завод сантехдеталей);
– энергетика (строительство Красноярской ГЭС);
– металлургия, металлообработка и машиностроение (КрАЗ, КраМЗ, заводы Сибтяжмаш, Сибэлектросталь и др.);
– деревообработка (лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, ДОК, Енисейский лесозавод, ряд мебельных предприятий);
– лесохимия и химия (ЦБК, шелковый комбинат, заводы шинный, синтетического каучука и резинотехнических изделий, химкомбинат "Енисей" и завод химического волокна).

Свободных территорий на правобережье оставалось все меньше. А потом и вовсе не осталось. Поэтому алюминиевый и металлургический заводы, Коркинский комбинат КПД и ряд других предприятий строили уже на левом берегу.

1960-1980 гг. можно назвать периодом формирования промышленных районов города: Юго-Восточного, Южного, Предмостного и Юго-Западного на правом берегу и Центрального, Северо-Западного, Аэропорта и Северо-Восточного – на левом.

Сегодня в стадии формирования находятся еще три промышленных района. Это Западный (предприятия пищевой и легкой промышленности), Северный-I (промзоны ул. Брянской и фабрики трикотажного полотна, расположенные вдоль северного железнодорожного обхода) и Северный-II (промзона завода тяжелых экскаваторов).

По генплану 1973 года была освобождена под строительство самая большая площадка города на территории бывшего аэропорта Северный, сооружены два моста через Енисей – Октябрьский и Коркинский, городской жилищный фонд увеличился более чем вдвое.

К середине 1970-х гг. свободные территории для промышленного и гражданского строительства закончились. В развитии города отчетливо наметилось две тенденции. Первая – усиление децентрализации планировочной структуры (вызванное появлением новых, как правило, очень крупных промышленных объектов) и возникновение вокруг Красноярска городов-спутников, являющихся фактически "поселками" для рабочих и строителей этих промышленных объектов.

На фото: Первое испытание Октябрьского моста

Вторая тенденция – возвращение нового строительства в сложившиеся районы города, реорганизация его планировочной структуры, реконструкция и упорядочение промышленной застройки существующих промрайонов и зон, а также отдельных предприятий.

Начиная с 1980-х годов и по сегодняшний день наиболее актуальными для Красноярска стали вопросы совершенствования производственно-отраслевой структуры городского промышленного комплекса, улучшения экологического состояния городской среды, внедрения прогрессивных энергосберегающих и экологически чистых технологий. В ряду этих проблем первостепенное внимание уделяется вопросам архитектурно-планировочной организации строящихся объектов, рационального функционального зонирования городских территорий. Необходимо исключить возможность повторения уже сделанных ошибок. Не менее важна и архитектурно-планировочная реконструкция промышленной застройки Красноярска – промышленных узлов, зон, районов, групп и отдельных промышленных территорий исторической части города.

КАК ЭТО БЫЛО


Центральный стадион

Дворец спорта им. И. Ярыгина

Речной вокзал

Площадь Революции

Площадь Мира

Площадь 350-летия Красноярска

Театр оперы и балета

Цирк

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗАСТРОЙКА КРАСНОЯРСКА


ХРОНИКА РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


КРАСНОЯРСК В
1944-1953 гг




Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100

Copyright 2002
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"
[an error occurred while processing this directive]