? 2 (41) ФЕВРАЛЬ 2001

История

Из истории тарифов в Енисейской губернии

"Мы живем в центре самого величайшего материка на нашей планете: ни одного морского порта ближе 5 тысяч верст от нас нет, и как бы ни дешев провозной тариф, наше сырье в виде зернового хлеба никогда его не выдержит: В губернии нет хороших крупчатых мельниц, не только стеариновых, но и простых свечных и мыловаренных заводов, нет хороших кожевенных и овчинных заводов, изделий из шерсти: Прекрасно родится здесь лен и конопля, но ни холста, ни канатов нет, и все рыбные снасти привозные. Ни обработки дерева на смолы, скипидар и других продуктов при всем изобилии лесов нет, да, прямо сказать, ничего нет. Поэтому на первой очереди стоит улучшение обрабатывающей промышленности", - так писал о Енисейской губернии грамотный крестьянин Федор Девятов из села Курагино более ста лет назад, в середине 19 века.

В конце 19 - начале 20 веков почти при полном отсутствии других внешних рынков, кроме европейского, Сибирь оставалась в самых неблагоприятных условиях для развития своей промышленности и сельского хозяйства.

Особенности географического положения Енисейской губернии и сейчас, и сто лет назад во главу угла ставили разрешение транспортной проблемы и связанной с ней проблемы стоимости 'провозного" тарифа.

И нынешняя конфликтная ситуация вокруг тарифов на топливо, перевозки, электроэнергию, связь своими корнями уходит в ту отдаленную пору, когда всякие торговые отношения 'отдаленной Сибирской страны с метрополию" были крайне затруднительны, когда Россия воспринимала Сибирь как колонию, 'подобную Америке или Австралии".

Не претендуя на научное исследование, мы сочли необходимым предоставить на суд читателя некоторые любопытные факты, относящиеся к истории тарифов в Енисейской губернии, к истории зарождения энергетики как отрасли.

Из истории перевозок

До середины 18 века поездки в Сибирь сопровождались неимоверными трудностями и опасностями.

Попасть на территорию Сибири было сложно: чтобы проехать с товаром в Сибирь, нужно было заплатить высокую пошлину, а отправляться в путешествие возможно было только летом, раз в год: 'Сообщения совершались по рекам, товары сплавлялись через волоки, тащились нарты людьми...".

Торговый оборот совершался очень медленно: бывало, что купцам и зимовать приходилось. Поэтому лишь самые выносливые и упорные попадали сюда и, естественно, становились единственными монополистами. Товары и привозимые припасы продавались по немыслимо высоким ценам. Товары купцами приобретались, чаще всего, в кредит. А поскольку оборот был медленный, то и товар был в большинстве случаев залежалый, самый дешевый. Торговля была 'неправильной", почти всегда 'шла с обманом". К примеру, 'варенье привозят паточное, а продают за сахарное. В Сибири берут за него 7 рублей за пуд, когда оно в Нижнем по 4 рубля".

Интересно, что одно время на территории Сибири была зона свободной торговли с Азией К середине 18 века азиатские товары стали постепенно вытеснять российские. В то время вся Сибирь ходила в белье и платьях из бухарских и китайских тканей. Более того, бухарские купцы брались торговать и русской мануфактурой.

Русские купцы стали писать жалобы, указывая на льготы бухарцам. Стоявшее на страже интересов российских производителей государство 'предписывало бухарцам не являться в Сибирь". А в начале 19 века прекратился ввоз и китайских товаров: тариф 1800 года 'имел в виду, чтобы русские товары были повышаемы в цене, а китайские - понижаемы". И к 1825 году ввоз иностранных товаров в Сибирь прекратился полностью. Сибирь оказалась, таким образом, замкнутой практически со всех сторон. Не выпуская никаких товаров, Сибирь полностью зависела от поставок с русских фабрик. Сюда везли практически все: железо, ткани и даже деревянные изделия, которые продавались очень дорого. Сибирское же сырье девать было некуда, поэтому и скупалось оно теми же купцами за бесценок. Развивать обрабатывающую промышленность из-за дороговизны провоза было практически невозможно, хотя государство несколько раз предпринимало попытки стимулировать развитие промышленности в Сибири. Так, например, в 1839 году был указ о раздаче даром земли в Сибири под фабрики и заводы.

С выделением Енисейской губернии (1822 г.) в самостоятельную административную единицу освоение ее пошло гораздо быстрее. Начинают строиться тракты, грунтовые и проселочные дороги.

До конца 19 века единственной транспортной артерией, связывающей Енисейскую губернию с Европой, оставался Сибирский тракт. Через всю Сибирь по нему двигались переселенцы, ссыльные. Через него шел основной грузопоток. Население притрактовых сел было занято обслуживанием тракта, занималось извозом, дворничеством, шорным делом.

Все товары доставлялись на лошадях, грузы возили на тройках и парами. В извозном промысле и связанном с ним дворничестве было занято 16% крестьянских хозяйств. На рубеже 19-20 веков общая сеть грунтовых дорог равнялась 29164 верстам, из них улучшенных - 1522 версты. К улучшенным дорогам относились Красноярск-Енисейский, Енисейск-Туруханский и Ачинск-Минусинский (бывший Московский) почтовые тракты, а также Ачинск-Енисейский коммерческий тракт. Важнейшие дороги, мосты, паромные переправы содержались за счет сумм губернского земского сбора. Проселочные дороги содержались и исправлялись местными жителями и крестьянскими обществами, через землю которых пролегали дороги. Дорожная повинность исправлялась натурою, то есть непосредственным участием в дорожных и строительных работах. Однако состояние дорог было ужасным: 'море жидкой грязи в распутицу, в сухую погоду пересохшие канавы и кочки:". Однажды был случай, когда обоз с товарами из Томска шел до Красноярска 39 дней.

В 1886 году средние цены с пуда на перевозку
от г. Красноярска сухим путем составляли:

  в июне, руб. в декабре, руб.
до Ачинска 0,50 0,60
Томска 1,20 1,20
Канска 0,40 0
Иркутска 2 2,30
Енисейска 0 0,60
Минусинска 0,60 0,80

Развитие экономики до конца 80-х годов 19 века топталось на месте: обзаводиться необходимым оборудованием для постройки заводов и фабрик было очень дорого, порой провоз из Москвы (или Санкт-Петербурга) стоил дороже самой техники. Даже в самой прибыльной на тот момент золотодобывающей отрасли были проблемы с развитием и техническим переоборудованием.

Стоимость драги с Путиловского завода составляла 85 тысяч рублей, оборудование к ней стоило около 40 тысяч рублей. Доставка до Минусинского округа обходилась в 77 тысяч рублей, уплата пошлин и прочих расходов увеличивала ее стоимость еще на 35-50%. И в целом она обходилась более 200 тысяч рублей.

Что же касается водных путей, то здесь самое важное значение имело открытие пароходного движения по Енисею. В 1863 году в устье притока Енисея, реке Гольчихе, был спущен на воду первый пароход 'Енисей". А в 1881 году А.Г.Гадалов приобрел два новых парохода с более мощными двигателями, и с этого времени и началось регулярное движение по всему Енисею. Самая крупная компания "Акционерное общество пароходства по Енисею" возникает в 1910 году. Основной капитал общества составил 700 тысяч рублей. В руках компании была сконцентрирована половина всего пароходного парка на Енисее: 6 пароходов мощностью 2380 л.с. Монопольное положение компании на рынке позволяло ее участникам завышать фрахты на перевозку грузов, получая сверхприбыль.

Российское правительство постоянно предпринимало усилия для оживления торговли в губернии.

Однако единственным более или менее дешевым водным путем, связывавшим Енисейскую губернию с внешним рынком, оставался Северный морской путь. Движение по нему было сезонным и связывалось с неимоверными трудностями. Но в 1887 году англичанам разрешили беспошлинно привозить товары в Сибирь через устья Оби и Енисея, чтобы облегчить доступ к пользованию предметами первой необходимости. Эта торговля не оправдывала себя из-за больших издержек; нужно было вводить особый льготный режим торговли порто-франко. Но вскоре льготы отменяют.

С проведением железной дороги (первый поезд пришел в Красноярск 6 декабря 1895 года) провоз товаров по сравнению с прежней стоимостью их провоза на лошадях более или менее удешевился. Однако пропускная способность дороги при отсутствии подъездных путей и пр. была низкой. Если с приходом первого поезда экономическое положение губернии резко улучшилось, то с прекращением строительства железной дороги оно стало ухудшаться. Более того, никто из экономистов и предпринимателей не ожидал, что с проведением железной дороги резко подскочат цены на сельхозпродукты. Даже при обильных урожаях цены на хлеб держались высокие, гораздо выше, чем до проведения дороги. Так в 1859 году на Ишимской ярмарке хлеб продавался по 15-16 коп., а в Красноярском округе осенью 1896 года - 93 коп.

Из истории энергетики

История энергетики в Красноярском крае началась не с 'лампочки Ильича" на заре Советской власти. Первая электрическая лампочка загорелась уже в 1883 году (говорят, тогда, когда Антон Чехов проезжал через Красноярск). И первая электростанция с 1883 г. освещала особняк Гадалова в Красноярске. А вот что упоминается в архивных документах об электрическом освещении г. Красноярска: ':Как выяснила комиссия по благоустройству города, Центральную силовую электрическую станцию представляется возможным устроить на берегу реки Енисея против Почтового переулка.

:Согласно выработанным комиссией данным в основу проекта электрического освещения города мы кладем 5000 шестандацатисвечных установленных ламп накаливания для домового освещения и от 31-51 дугового фонаря силою света в 1000 свечей каждый для освещения улиц Воскресенской, Благовещенской и Гостинской, площадей Новобазарной, Старобазарной, Плац-Парадной и Театральной и проезда на вокзал станции 'Красноярск", полагая, что более значительное уличное электрическое освещение будет ложиться бременем на городской бюджет" (Из пояснительной записки к проекту устройства электрического освещения г.Красноярска совместно с предполагаемым к Чосуществлению городским водопроводом. 12 февраля 1908 г.).

Вторая водопроводно-электрическая электростанция была построена в 1912 году и освещала 250 квартир, обеспечивая водой и силовой энергией. На заводах и фабриках на рубеже веков также появляются электрические двигатели. К началу первой мировой войны они были зарегистрированы на заводах Красноярска, Канска, Минусинска, Енисейска.

По некоторым сведениям, в 1910 году в Красноярском крае было уже 6 электростанций, мощностью почти 40 кВт каждая. В это же время купец Чевелев построил в Канске электростанцию на 150 кВт постоянного тока.

Первая сельская электростанция была построена в 1920 году коммунистической ячейкой Управления связи 5-й Армии, затем запущена электростанция в с. Маклаковском (1920 г.), в с. Идринском Минусинского уезда (1921 г.).

К 1940 году в крае работало 240 сельских электростанций мощностью 20,8 тыс. кВт.

А в 1943 году в г. Красноярске действовало четыре электростанции суммарной мощностью 18,3 тысячи кВт. Прародительницей Красноярской энергосистемы является Красноярская ТЭЦ-1, где 16 мая 1943 года был пущен первый турбогенератор мощностью 25 мВт. На ее базе приказом наркома электростанций СССР от 4 июля 1943 года было создано управление 'Красноярскэнерго".

Словом, одна из мощнейших энергосистем образовалась благодаря частному капиталу, впрочем, как и другие отрасли экономики края. Как и везде, частный бизнес являлся главной движущей силой развития истории.

Подготовила Лариса ДАНИЛОВА

 

События месяца

 Красноярская угольная компания представила на рассмотрение энергетиков план переоборудования дальневосточных станций для переработки нашего угля...

 РАО "Норильский никель" возглавил Джонсон Хагажеев...

 Совет федерации профсоюзов принял обращение к депутатам Законодательного собрания по поводу того, что...

 6 апреля губернатор края Александр Лебедь, президент союза товаро-производителей, предпринимателей Валерий Сергиенко и председатель краевой федерации профсоюзов Юрий Тарасов подписали соглашение о...

 На Таймыре, близ Дудинки, в поселке Левинские пески, появилась первая ветряная энергетическая установка...

 Согласно информации, предоставленной ИЦ "Рейтинг", в классификации надежности банков (по состоянию на 1 февраля) к группе А - Высшая категория надежности - принадлежат...

 Филиал "Внешторгбанка" в Красноярске в 2000 году заплатил налоги в местные бюджеты в 8 раз больше, чем в 1999 году...

 Руководство Березовской птицефабрики возражает против объединения птицеводов края под эгидой государственного унитарного предприятия (ГУП)...

 Лучшие сибирские аэропорты будут использоваться на международных кроссполярных трассах лишь как аварийные...

 В 2002 году в Красноярске появятся автобусы собственной марки...

Вопрос месяца

Насколько обосновано повышение тарифов в крае? Как это отражается на деятельности вашего предприятия?


Джонсон ХАГАЖЕЕВ, генеральный директор РАО 'Норильский никель', генеральный директор ОАО "Норильская горная компания"


Сергей СОКОЛ,
генеральный директор ООО "Норильск-газпром"


Николай ВАСИЛЕНКО, профессор, д.т.н., вице-президент РИА, академик Международной и Российской инженерных академий, директор НИИ СУВПТ.


Ольга ЧЕРНОВА, финансовый директор ОАО "Пикра"


Виктор ШЕЛЕПКОВ, генеральный директор ЗАО "Новоенисейский ЛХК".


Вера ОСЬКИНА, председатель политсовета Красноярской региональной организации ОПОО - партия "Единство"


Владимир БАСКАКОВ, руководитель экономико-правовой коллегии "Союза красноярцев".


Валерий СЕРГИЕНКО, президент "Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края", координатор "Союза красноярцев".


Юрий ТУРОВ, председатель совета директоров ПСК "Союз".

 

архив номеров

Страница архива номеров


о журнале
о редакции оформить подписку

 

Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик:

Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"