? 9 (36) СЕНТЯБРЬ 2000

Лесная промышленность

Внешний управляющий ЦБК Игорь Ноздрин.
Все у нас получится...

Сентябрь на ЦБК - месяц праздников. Вначале 40-летний юбилей отметила нынче бумажная фабрика, затем всем комбинатом праздновали День лесника. Были, как водится, и торжественные собрания, и праздничные поздравления, и концерты, и красиво накрытые столы. "И все же грустными получаются пока праздники, - признается внешний управляющий целлюлозно-бумажного комбината Игорь Ноздрин. - От проблем-то никуда не убежишь"...

- Проблемы лесной отрасли общеизвестны. Объемы заготовок древесины в последние годы упали, техника, оборудование, на котором лесники работают, изношены, есть трудности с транспортировкой леса: И проблемы, с которыми столкнулись лесники, отражаются естественным образом на предприятиях лесоперерабатывающей отрасли. В том числе и на нашем. В этом пришлось убедиться на собственном опыте. Основное сырье на ЦБК - лес. Когда я пришел на предприятие, сразу был поставлен перед фактом: поставщики отказывались работать с комбинатом, который не выполнял свои обязательства - не расплачивался за полученное сырье. В попытке восстановить доверие к комбинату пришлось самому ездить по леспромхозам, убеждать руководителей. Тогда я и увидел, в каком тяжелом положении находятся лесники. Две трети хозяйств попросту закрылись. Худо-бедно выживают те, кому в свое время удалось сохранить технику.

Доверие к ЦБК мы восстановили. На сегодня заключены договоры с 83 поставщиками сырья. Среди них - Предивинский ЛПХ, Ангарская лесная компания, Енисейская сплавная контора, Новоенисейский ЛХК. Благодаря и этим, и другим предприятиям ЦБК работает, выпускает продукцию. Благодаря нашему предприятию и леспромхозы держатся на плаву, получая деньги за свою продукцию.

МНОГО СДЕЛАНО ИЛИ МАЛО?

- Основная задача внешнего управления, введенного на объявленном банкротом предприятии, - восстановить его платежеспособность, вывести из кризиса. А это совсем непросто. Кое-что, конечно, удалось. Объемы производства в целом возросли в 2.8 раза. Вновь заработали цеха картона, беловых товаров, обойный цех. Численность работников комбината возросла более чем в два раза. Вовремя выплачивается заработная плата. Много сделано или мало? Смотря что взять за точку отсчета. В лучшие времена на ЦБК за год поставлялось около полутора млн. кубометров древесины. Два года назад, до моего прихода на комбинат - 128 тысяч кубометров. В прошлом году мы переработали 650 тысяч кубометров. Сдвиги есть. Это очевидно. Но до возможных и желаемых результатов далеко.

Комбинат еще не вышел на тот прибыльный режим работы, который позволил бы после прекращения процедуры банкротства рассчитаться с кредиторами, долги которым составляют 415 млн. рублей. Это и нереально - рассчитаться за короткий срок для предприятия, которое объявлено банкротом, и материально-техническое состояние которого не выдерживает никакой критики. В этом смысле, кстати, вполне уместно говорить о несовершенстве законодательства о несостоятельных предприятиях, которое предусматривает введение внешнего управления (а следовательно, и решения производственных проблем) на короткий срок - на один год. Невозможно практически разорившемуся предприятию в одночасье расплатиться с долгами, накопленными за долгие годы. Прежде нужно дать возможность предприятию встать на ноги: остановить падение производства, восстановить связи с поставщиками сырья, найти каналы сбыта, погасить задолженности по зарплате, хотя бы частично ремонтировать или обновлять основные фонды: Основные фонды на ЦБК изношены на 87 процентов, и не заниматься их обновлением - смерти подобно. Поэтому только в прошлом году мы потратили 130 млн. рублей на капитальный и текущий ремонт, замену оборудования. Благодаря этому и работаем, и объемы производства наращиваем.

Невозможно практически разорившемуся предприятию в одночасье расплатиться с долгами, накопленными за долгие годы. Прежде нужно дать возможность предприятию встать на ноги.

"ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!"

- В общем, только после определенных мер, принятых по восстановлению предприятия, можно начать получать прибыль, из которой и рассчитываться с кредиторами по долгам. И на это нужно время. Не один год, конечно. А сколько - зависит не только и не столько от предприятия и трудового коллектива, который, кстати, на ЦБК на многое способен, сколько от государственной политики в вопросах экономики, в отношении промышленных и в первую очередь социально значимых предприятий. ЦБК как раз и внесен в реестр социально значимых предприятий. То есть это производство, в котором государство должно быть заинтересовано. Следовательно, именно государству нужно вкладывать в это предприятие инвестиции, контролировать его деятельность, но не мешая при этом работать, а помогая. К сожалению, пока предприятия пытаются выйти из затяжного глубокого кризиса не благодаря, а вопреки существующим условиям, которые созданы и несовершенным законодательством, и государственным подходом к экономике. Губительный подход, который заключается в том, что экономика зависит от политических решений, определяемых порой одним человеком, стоящим "у руля". Частенько в этой связи вспоминаю слова известного сатирика Михаила Задорнова: мол, Россия выполняет особую миссию - чтобы, глядя на нее, в других странах говорили: "Так жить нельзя!" Надеюсь все же, что и мы это когда-нибудь поймем. И чем раньше, тем лучше. Сколько можно ошибаться?

К сожалению, пока предприятия пытаются выйти из затяжного глубокого кризиса не благодаря, а вопреки существующим условиям, которые созданы и несовершенным законодательством, и государственным подходом к экономике.

Надо отдать должное леспромхозам, которые и сами выживают в тайге, приноравливаясь к новым условиям, и зачастую при этом содержат инфраструктуру населенных пунктов, являясь градообразующими предприятиями.

ВАРИАНТОВ МНОГО. РАЗУМНЫЙ - ОДИН

- И в ближайшем будущем, и в перспективе судьба ЦБК зависит во многом от государства. Программа, с которой я пришел на комбинат, рассчитана до декабря 2000 года. И суду предстоит решать будущее комбината. Есть три варианта. Первый: подписание с кредиторами мирового соглашения и выведение предприятия из банкротства. Второй: может быть запущена процедура конкурсного производства, чтобы ликвидировать производство и автоматически погасить долги перед кредиторами. Но это неразумный подход в отношении социально значимых предприятий. Рационален все же третий вариант: продление внешнего управления (я не о личности говорю, а о подходе), чтобы дать возможность восстановить предприятие. При этом и коллектив сохранится, и производство, которое важно и для региона, и для России. Поскольку ЦБК признан градообразующим предприятием, по закону на нем под поручительство органов власти можно продлить внешнее управление на срок до 10 лет. За это время, действительно, можно многое сделать.

Но не хотелось бы в праздник говорить о грустном, жаловаться на проблемы. Надо отдать должное леспромхозам, которые и сами выживают в тайге, приноравливаясь к новым условиям, и зачастую при этом содержат инфраструктуру населенных пунктов, являясь градообразующими предприятиями. Именно благодаря таким предприятиям и людям, которые хотят и умеют трудиться, страна еще держится. И хочется пожелать всем работникам лесоперерабатывающей отрасли терпения и мудрости. Верю: все у нас получится.

Более 30 лет работает на ЦБК Любовь КОЛЕСОВА, знает, каким было предприятие в лучшие времена, во времена застоя, в кризисный период. Сегодня она возглавляет бумажную фабрику, которая выпускает основную продукцию комбината. ЦБК, считает Любовь Степановна, медленно, но верно выбирается из пропасти, в которую стремительно летел в течение нескольких лет.

- Надо признаться, я была против прихода Игоря Борисовича Ноздрина и его команды на ЦБК. Даже пошла работать в профком предприятия, чтобы добиться его "отставки". Митинги, собрания организовывала. Считала, что не место на предприятии человеку "со стороны", который незнаком с производством. А через четыре месяца поняла, что Ноздрину небезразлична судьба комбината и он на самом деле хочет восстановить производство.

Он не пытался избавиться ни от меня, ни от других работников, которые выступали против него. Напротив, постарался сохранить коллектив, завоевать его доверие, и это делает ему честь. Новый управляющий и его команда, как оказалось, обладают способностями управленцев и менеджеров. А специалисты "старой" команды, которые отработали на производстве много лет, имеют большой практический опыт. Объединив свои знания и умения, обновленный управленческий аппарат работает во благо предприятия.

В первую очередь, Ноздрин пообещал выплачивать вовремя зарплату, которую работники не видели годами. И слово свое он держит. Лесная биржа комбината к его приходу была пуста - у предприятия были колоссальные проблемы с сырьем. Сегодня перебоев с древесиной нет - с поставщиками восстановлены деловые связи. Потихоньку ремонтируется оборудование, возобновляют работу линии, которые подолгу простаивали, наращиваются объемы производства:

Словом, комбинат оживает, хотя проблем - непочатый край. И видно, как меняется настроение людей. Доверяют они новому руководству, которое, кстати, открыто проводит свою политику. Работники знают, чем живет и дышит комбинат, какие испытывает трудности. Это очень важно - чувствовать сопричастность к происходящему на предприятии.

Записала Марина АЛЕКСАНДРОВА

 

 

События месяца

 Красноярская угольная компания представила на рассмотрение энергетиков план переоборудования дальневосточных станций для переработки нашего угля...

 РАО "Норильский никель" возглавил Джонсон Хагажеев...

 Совет федерации профсоюзов принял обращение к депутатам Законодательного собрания по поводу того, что...

 6 апреля губернатор края Александр Лебедь, президент союза товаро-производителей, предпринимателей Валерий Сергиенко и председатель краевой федерации профсоюзов Юрий Тарасов подписали соглашение о...

 На Таймыре, близ Дудинки, в поселке Левинские пески, появилась первая ветряная энергетическая установка...

 Согласно информации, предоставленной ИЦ "Рейтинг", в классификации надежности банков (по состоянию на 1 февраля) к группе А - Высшая категория надежности - принадлежат...

 Филиал "Внешторгбанка" в Красноярске в 2000 году заплатил налоги в местные бюджеты в 8 раз больше, чем в 1999 году...

 Руководство Березовской птицефабрики возражает против объединения птицеводов края под эгидой государственного унитарного предприятия (ГУП)...

 Лучшие сибирские аэропорты будут использоваться на международных кроссполярных трассах лишь как аварийные...

 В 2002 году в Красноярске появятся автобусы собственной марки...

Вопрос месяца

Насколько обосновано повышение тарифов в крае? Как это отражается на деятельности вашего предприятия?


Джонсон ХАГАЖЕЕВ, генеральный директор РАО 'Норильский никель', генеральный директор ОАО "Норильская горная компания"


Сергей СОКОЛ,
генеральный директор ООО "Норильск-газпром"


Николай ВАСИЛЕНКО, профессор, д.т.н., вице-президент РИА, академик Международной и Российской инженерных академий, директор НИИ СУВПТ.


Ольга ЧЕРНОВА, финансовый директор ОАО "Пикра"


Виктор ШЕЛЕПКОВ, генеральный директор ЗАО "Новоенисейский ЛХК".


Вера ОСЬКИНА, председатель политсовета Красноярской региональной организации ОПОО - партия "Единство"


Владимир БАСКАКОВ, руководитель экономико-правовой коллегии "Союза красноярцев".


Валерий СЕРГИЕНКО, президент "Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края", координатор "Союза красноярцев".


Юрий ТУРОВ, председатель совета директоров ПСК "Союз".

 

архив номеров

Архивная страница номеров


о журнале
о редакции оформить подписку

 

Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик:

Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"