Между тем более двух десятков государственных и частных красноярских вузов ежегодно поставляют на рынок труда несколько тысяч выпускников экономических и управленческих специальностей. Однако ни одно учебное заведение не в состоянии подготовить специалиста, который сможет моментально вписаться в парадигму развития компании-работодателя. И это не вина вуза: учесть все нюансы будущей работы выпускника на конкретном предприятии просто невозможно.
Решить проблему под силу только самому работодателю. Тем более что именно он в первую очередь заинтересован в подготовке высококвалифицированного сотрудника. Руководители красноярских предприятий все чаще приходят именно к такому пониманию ситуации и выбирают один из стандартных вариантов, предлагаемых сегодня красноярскими вузами.
Самый быстрый путь – отправить за счет фирмы сотрудника предприятия на переподготовку в высшее учебное заведение.
Несколько дольше – «заказать» специалиста заранее. Заключить с вузом договор на подготовку студентов для конкретного предприятия и в течение всего срока обучения с ними работать. А затем выбрать подходящие кандидатуры.
Наиболее эффективное решение проблемы – воспользоваться услугами консалтинга. Этот путь идеально подходит крупным компаниям. Сотрудники вуза готовят индивидуальную программу обучения персонала конкретного предприятия, разрабатывают специальные курсы и методики.
Большой опыт совместной работы с предприятиями по подготовке специалистов в области экономики и управления накоплен на экономическом факультете Красноярского государственного университета. О современных образовательных технологиях рассказывает декан факультета Евгения БУХАРОВА.
– Евгения Борисовна, в последнее время сотрудники кадровых агентств все чаще употребляют понятие «кадровый голод». Квалифицированных специалистов не хватает – причем практически в любой отрасли…
– Я считаю, что предприятия сталкиваются с проблемой кадрового голода отнюдь не по причине нехватки специалистов, а потому, что сегодня только очень небольшая часть компаний проводит осознанную политику формирования кадрового резерва. Необходимо прогнозировать потребности своего предприятия, правильно оценивать имеющийся потенциал и возможности его развития, вкладывать средства в подготовку специалистов, исходя из стратегических целей.
– Каков механизм подготовки специалиста «под ключ» на экономическом факультете КГУ?
– Любой руководитель может заключить с нами договор о подготовке студентов для работы на своем предприятии. Первые два года студенты получают фундаментальные знания в области экономики и управления. Основные акценты сделаны на преподавании экономической теории, математики, теории управления, иностранного языка, статистики и эконометрики.
Уже после второго года обучения наши студенты должны определяться с выбором будущей специальности. Мы, естественно, помогаем им в этом, ориентируясь на заявки работодателей. Экономический факультет КрасГУ ведет подготовку по 13 специальностям и направлениям, так что выбор у работодателей большой. На этом этапе студенты изучают конкретные экономические и управленческие курсы: бухгалтерский учет, финансы, мировую экономику, менеджмент организаций, маркетинг и другие.
Большое внимание мы уделяем формированию аналитического мышления, способности оценить эффективность развития любого предприятия методом стратегического планирования. Такие дисциплины, как «эффективные коммуникации» и «деловой русский язык», дают возможность научиться грамотно работать с подчиненными, клиентами и партнерами. Все это позволяет нам закрыть любую потребность в любой экономической или управленческой специальности.
И наконец, последние полтора года из пятилетнего срока обучения студенты получают узкоспециализированную подготовку, ориентированную на нужды конкретных предприятий и отраслей.
Учебно-исследовательская и преддипломная практика, которую студенты проходят на предприятиях, позволяет компаниям выбрать специалистов, которые устраивают их не только по уровню образования, но и по личностным качествам.
Особенно эффективны, на наш взгляд, консалтинговые проекты. В этом случае совместно с руководством организации мы изучаем потребности предприятия и, ориентируясь на его специфику, разрабатываем специальную программу обучения студентов. В таком формате мы работаем сегодня с банками, финансовыми организациями, энергетиками, машиностроительными и металлургическими предприятиями.
– А если компании не нужны новые люди, а требуется лишь повысить квалификацию имеющегося персонала?
– Главное, чтобы руководитель компании четко представлял себе, какого именно специалиста хотел бы получить на выходе. А наши преподаватели помогут решить, что для этого нужно сделать: посоветуют, какие курсы, какие тренинги дополнительного обучения выбрать. Мы разрабатываем специализированные короткие тренинги, можем предложить и универсальные программы – от 100 до 1000 академических часов.
Те, кто работает в реальном и государственном секторах экономики и управления, могут выбрать одну из таких аккредитованных программ: подготовка антикризисных управляющих, подготовка профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка профессиональных бухгалтеров, подготовка конкурсных управляющих для финансовых институтов. В этом учебном году мы начали готовить и аудиторов. В следующем году планируем запустить программу обучения магистров бизнес-администрирования (МBA). Она ориентирована на управленческий персонал, и в первую очередь на тех руководителей, которые не обладают глубокими знаниями в области экономики или менеджмента, но имеют обширную практику. В 2003 году мы подписали соглашение с Иллинойским университетом в Чикаго о наборе слушателей на совместное российско-американское обучение.
– Чем интенсивнее будет развиваться бизнес, тем острее встанет проблема квалифицированных кадров. Решить ее можно только совместными усилиями государства и бизнес-сообщества. Без частных инвестиций высшее образование сегодня развиваться не может.
Евгения БУХАРОВА
|
Еще одно важнейшее направление нашей работы – участие в реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров. В целом Президентская программа ориентирована на подготовку менеджеров для реального сектора экономики, но уже в течение двух лет в рамках этой программы мы ведем подготовку специалистов для организаций бюджетной сферы: науки, образования и здравоохранения. Сейчас и городская, и краевая администрация уделяют этому вопросу очень большое внимание, поскольку отрасли бюджетной сферы переходят на новые принципы финансирования, начинают использовать нормативный метод планирования и бюджетирования. Конечно же, в структуре этих организаций должны появиться и хорошие экономисты-аналитики, и грамотные управленцы.
Каждый второй выпускник – лишний?
В нашем регионе попытка такого диалога была предпринята на семинаре «Образование и рынок труда: пути взаимодействия», состоявшемся 21 апреля 2004 года в департаменте ФГСЗН по Красноярскому краю. В работе семинара приняли участие не только государственные и образовательные структуры, но и студенты вузов, ряд кадровых агентств и работодателей. На семинаре были озвучены следующие факты. Учебные заведения края ежегодно выпускают свыше 27 тысяч специалистов с высшим и средним специальным образованием. По данным краевого Госкомстата, по профилю обучения трудоустраивается только каждый второй выпускник дневных отделений вузов и каждый четвертый выпускник ссузов из прошедших обучение за счет средств бюджета. В 2003 году в службу занятости края в поисках работы обратилось более 56 тыс. молодых людей в возрасте 16-29 лет. Уровень молодежной безработицы составил 2,6% при общем краевом показателе 3,12%.
Образование приносит дивиденды
Несмотря на все проблемы и риски, рейтинг высшего образования в стране растет. С 1995 года прием в государственные вузы края увеличился на 73%. Логичный вопрос: почему? Ответом на него могут быть данные научного руководителя Института развития образования Евгения САБУРОВА: сегодня образование вышло на второе место среди факторов, определяющих доходы россиянина (первое место в огромной стране всегда будет занимать фактор региональный). В советское время на втором месте была должность, образование шло только пятым. Сейчас оно действительно превратилось в серьезный капитал, который может приносить хорошие дивиденды. Разумеется, при удачном вложении.
|
Анкетный опрос участников семинара показал: большинство из них считает, что без работы после окончания вуза остаются в первую очередь те, кто не работал во время учебы, и те, кто боится активно презентовать себя работодателю. Непрофильное образование и плохие оценки во время обучения почти не влияют на решение работодателей, которых интересует главным образом успешность сотрудника на рабочем месте и пригодность его для конкретной работы. В то же время социальная неустроенность, отсутствие навыков взрослого уверенного поведения и неуместные претензии к уровню заработной платы резко снижают шансы на получение работы.
Выяснилось также, что преимущество в глазах работодателей имеют либо выпускники вузов, с которыми у них сложились партнерские отношения, либо вузов, предлагающих новые формы организации обучения.
Татьяна ЧАБАН
|
На нашей базе организован факультет дополнительного образования государственных и муниципальных служащих, где ежегодно обучается более двух тысяч человек из городов и районов края.
– То есть для властных структур кадровый вопрос становится все более актуальным?
– Дело в том, что с 1 января 2006 года – со вступлением в силу Закона об основах местного самоуправления – полномочия и экономическая ответственность муниципалитетов и органов местного самоуправления будут существенно расширены. Резко возрастет потребность в специалистах экономического и управленческого профиля. Необходимо будет проводить серьезную подготовку и переподготовку кадров. От этого напрямую зависят и эффективность принимаемых решений, и экономическая ситуация в крае.
Сегодня мы трансформируем свои образовательные программы в области государственного и муниципального управления и активно включаемся в работу по формированию кадрового резерва для местных органов власти. Это направление работы для нас – одно из приоритетных.
Система непрерывного образования на базе экономического факультета КГУ включает:
- Довузовскую подготовку в области экономики и менеджмента.
- Базовую подготовку специалистов для предприятий и организаций народного хозяйства края по экономическим и управленческим специальностям.
- Дополнительные образовательные программы для студентов старших курсов, позволяющие освоить одну или несколько дополнительных специальностей и получить соответствующий диплом.
- Систему дополнительного послевузовского профессионального образования в области экономики, управления, бизнеса и государственного и муниципального управления.
|
– Какие еще направления попадают в эту категорию?
– Сейчас мы внимательно изучаем перспективы, связанные со вступлением России в Болонский процесс, чтобы к 2007-2010 году безболезненно войти в единое европейское образовательное пространство. Совместно с ведущими университетами страны работаем над изменением содержания образования и универсализацией тех знаний, которые мы даем в рамках отдельных специальностей.
Наталья ДЕМШИНА