"Женщина-преподаватель" - таким сочетанием давно уже никого не удивишь (скорее наоборот); а вот "женщина-руководитель" или, говоря современным языком, "бизнес-леди" - явление в нашей жизни, хоть и все более частое, но пока не ставшее столь же массовым. Еще реже среди чисто мужских профессий и должностей встречается "женщина-ученый", "женщина-профессор". Но вот, когда все эти ипостаси органично соединяются в одном человеке, при этом очень женственном и обаятельном, тогда уж точно без интервью никак не обойтись.
- Зоя Андреевна, поделитесь секретом, как вам удается совмещать два таких серьезных руководящих поста - декан факультета и директор института?
- Дело в том, что Институт управления и бизнес-технологий возник именно на базе экономического факультета КГТУ (произошло это в 2000 году) и находится с ним в одних стенах, да и преподаватели работают те же. Поэтому особых сложностей в управлении двумя данными структурами одним человеком (при должной организации учебных и исследовательских процессов) встречать не приходится. Причем стоит отметить, что традиции подготовки специалистов экономического профиля у нас весьма глубокие - начало им было положено еще в 1965 году.
- Специфика технического университета, наверное, сказывается на подходах к подготовке специалистов в Институте управления и бизнес-технологий?
ориентированы на базовые отрасли экономики края, и наши преподаватели в большинстве своем имеют солидный багаж практических знаний, богатый опыт прикладных исследований в области энергетики, машиностроения, автомобильного и воздушного транспорта, радиотехники, информатики... Во-вторых, мы считаем, что экономическая специальность по большей части не должна быть универсальной. Ее желательно "привязывать" к конкретной отрасли. Кроме того, давать человеку высшее экономическое образование более эффективно и полезно в составе "команды", сформированной непосредственно на производстве. Это более выгодно и руководителям предприятий, поскольку позволяет параллельно решать целый комплекс управленческих и технологических проблем.
- То есть вы ведете только корпоративное обучение? "Индивидуалам" высшего экономического образования на платной основе не даете?
формы работы с персоналом и менеджерами предприятий преобладают. Исследуя реальные потребности рынка образовательных услуг, мы пришли к выводу, что даже если тот или иной руководитель повысит свою личную квалификацию, этого будет мало. Его работники остаются на прежнем уровне, с теми же навыками и привычками, и ничего нового он внедрить не сможет, поскольку сам везде не успеет, а делегировать ответственность будет просто некому, не будет единомышленников. Поэтому мы работаем в тесной связке с предприятиями, выстраивая систему обучения таким образом, чтобы каждый понимал свою роль в достижении стратегических целей, начиная со специалистов и заканчивая топ-менеджерами.
Сначала вместе с директоратом, руководителями структурных подразделений, начальниками отделов проводим "диагностику" предприятия, выявляем проблемы, которые можно решить достаточно быстро и без серьезных финансовых вложений. Обычно это издержки менеджмента, создающие порой серьезные тупиковые ситуации и даже "тромбы", но избавиться от которых при должном подходе достаточно просто. После анализа ситуации выстраиваем четкую стратегию поведения данного предприятия, формируем программы для топ-менеджеров, руководителей функциональных подразделений, среднего управленческого звена и инженерного состава.
Причем все это не означает, что "мы тут пришли такие умные и сразу поняли, как вам нужно дальше жить". Самое интересное, что наши "слушатели" обычно сами выявляют все "узкие места" и сами находят способы работы с ними. Задача специалистов института, или как их еще называют "преподавателей-мультипликаторов" - правильно выстроить коммуникации, организовать эффективное погружение в проблему и условия для мощного "мозгового" штурма.
На фото: Н.В. Разнова, директор кадрового агентства, проводит собеседование
Таким образом, в ходе этой комплексной работы находятся организационные решения, не требующие крупных финансовых вливаний, происходит обучение кадров, причем "под конкретную проблему", делаются прикладные разработки по бюджетированию, финансовой стратегии и финансовому оздоровлению, по маркетингу, стратегии продвижения производимого продукта на разные рынки, в том числе международные:
- Расшифруйте, пожалуйста, термин "преподаватель-мультипликатор" подробнее.
- Это преподаватель, который владеет специальными методиками обучения, позволяющими работать в разных сферах. Он, можно сказать, не столько "учит", сколько выстраивает внутрикорпоративное общение, собирает обучаемых вместе и подводит к самостоятельному и верному решению проблемы.
- Это все здорово, но где в этой схеме высшее экономическое образование?
- С образовательной точки зрения, при реализации корпоративных программ мы решаем две проблемы: обучаем кадровый состав предприятия в целом (причем с привязкой к конкретным инновационным задачам), а также даем возможность каждому участнику получить необходимый ему объем знаний. В последнем случае все зависит от конкретных потребностей человека. После прохождения тех или иных занятий, семинаров он получает соответствующий сертификат. Одолел целый блок или, как мы говорим "модуль" - получает сертификат более высокого уровня. Соберет требуемое число сертификатов по всем блокам и уровням - получает диплом о втором высшем образовании. Подход очень гибкий: кто-то может получить просто дополнительную квалификацию; другой, участвуя в платной программе семинаров, которую заказывает предприятие, имеет возможность "дозаказать" себе дополнительный курс обучения. Можно получить и первое высшее образование: Самое главное, мы имеем возможность обучать наших студентов (любой формы обучения) на реальных проблемах "реального сектора" экономики; практически все дипломные проекты выполняются у нас по заказам предприятий.
- Ваш институт в свете такого комплексного подхода, наверное, как-то по особому структурирован?
- Он включает в себя пять подразделений: центр маркетинговых исследований, центр управленческого консультирования, кадровое агентство, PR-агентство и центр образовательных программ. То есть данная структура как бы отражает последовательность этапов корпоративного обучения на предприятиях. Сначала изучается спрос, потребности, емкость рынка. Затем разрабатывается товарная и ценовая стратегия, после чего формируется команда, обучаются те, кто будет это все претворять в жизнь. Ну и, наконец, - рекламное сопровождение, без которого в условиях современной конкуренции нельзя сделать ни шагу.
- А государственные заказы приходилось выполнять?
- Да, конечно. В качестве примера можно привести 3 прикладные разработки, заказанные краевой администрацией. Только что закончили работу над концепцией управления краевой собственностью. Проводим оценку качества жизни населения края: разрабатываем модель соответствующих параметров и изучаем их связь с макроэкономическими показателями. Третья разработка связана с оценкой последствий вступления России в ВТО для экономики нашего региона. Есть заказ по линии местного департамента федеральной службы занятости (оценка потребностей рынка труда), по линии Министерства образования:
- Как у вас кадры справляются? Не приходится привлекать со стороны?
- Практически никого не привлекаем: у нас очень квалифицированный состав преподавателей, которые в большинстве своем работают и в КГТУ, и в ИУБТ. Примерно 2/3 наших сотрудников прошли переподготовку в ведущих российских вузах, учились за рубежом (в США, Австрии, Голландии, Испании, Италии, Германии, Японии:).
- Ого! Наверное, все деньги, заработанные вашим институтом, и уходят на эти дорогостоящие поездки?
- Действительно, изрядную часть средств мы тратим на повышение квалификации: каждый год отправляем на учебу за рубеж и в ведущие вузы, бизнес-школы России более двух десятков наших преподавателей. И предвидя ваш вопрос "почему", отвечаю: во-первых, оно того стоит - уже проверено (достаточно сказать, что наши ноу-хау во многом основаны на творческом применении ведущих зарубежных разработок). Во-вторых, мы много вкладываем в компьютерную технику, ремонт и должное оформление помещений: аудиторий, кабинетов, бизнес-центра. У нас имеются кафедра информационных технологий, локальная сеть и современное программное обеспечение практически всех видов деятельности, система электронного документооборота. (Бывает, что организуем процесс консультирования предприятий и их специалистов без отрыва от рабочего места - через Интернет).
- Скажите, а какие области знаний в рамках получения экономического образования и повышения квалификации кадров вызывают наибольший "прикладной" интерес? На что, как говорится, сейчас мода?
- Здесь можно выделить интересную тенденцию. У молодых специалистов на первом месте часто стоят не столько основы экономики, сколько знания в области иностранных языков.
На фото: И.В. Филимоненко, директор центра маркетинговых исследований, ведет тренинг-семинар
Во многом это связано с тем, что краевые предприятия все чаще и чаще выходят на международные рынки. Мы даже ввели у себя дополнительную квалификацию "переводчик в сфере профессиональных коммуникаций", которая, правда, дается только при наличии основного диплома. Особый интерес обучающиеся проявляют также к информационным и компьютерным технологиям. Здесь у нас тоже есть, где развернуться. Как я уже говорила, мы вкладываем серьезные средства в программирование, Интернет и компьютерное обеспечение учебных процессов.
Беседовал Виктор НИКОЛАЕВ