? 3 (77) Апрель 2004

  ТЕМА НОМЕРА: КРАСНОЯРСК, 2010 ГОД

Бизнес

Производство

ГУБИТ ЛЮДЕЙ НЕ ПИВО...

18-19 марта в Москве состоялось всероссийское совещание "Социально-экономическое значение развития пивоваренной отрасли в России. Концепция взаимодействия бизнеса и власти". Российские пивовары говорили о достижениях - динамичном развитии отрасли, ее инвестиционной привлекательности, социальной значимости. Были затронуты и ключевые проблемы: несовершенство таможенно-тарифной и акцизной политики государства, антипивная кампания, развернутая в последнее время в СМИ:
Живой интерес участников совещания вызвал доклад "Социальные аспекты развития пивоваренной отрасли", сделанный президентом ОАО "Пикра", членом совета Союза российских пивоваров Даниилом БРИМАНОМ. Мы встретились с ним, чтобы побеседовать об итогах конференции, о перспективах развития отрасли в целом и компании "Пикра" в частности.


Россия занимает одно из последних мест в Европе по потреблению пива, зато удерживает лидерствов номинации "Водочная страна".

- Даниил Михайлович, приятно было услышать, что сотрудники "Пикры" отмечены наградами Союза пивоваров России:

- Действительно, Евгения Кузнецова, первый президент ОАО "Пикра", а сейчас член совета директоров компании, награждена орденом "За заслуги в развитии пивоваренной отрасли". А Ольга Ендрихинская, начальник центральной лаборатории контроля, - медалью "Лучший специалист пивоваренной отрасли". Это тем более приятно, что специалистов, представленных на награждение, было более двухсот - в итоге медали получили 16 человек, а ордена - 9. Мы гордимся этим - ведь достижения и нашей компании, и всей отрасли складываются из результатов работы отдельных сотрудников. А достижения у нас серьезные. Собственно, одной из целей конференции как раз и стала своеобразная презентация отрасли депутатам Госдумы нового созыва.

В 2003 году предприятиями пивоваренной отрасли уплачено налогов на сумму свыше 80 млрд рублей. Налоговые поступления на литр чистого алкоголя в пивной отрасли оказались примерно в 2,5 раза выше, чем в ликероводочной.
За последние годы инвестиции в пивоваренную промышленность составили 2,5 млрд долларов. Более 60% пива в России производят предприятия, входящие в ТНК.
Россия, оставаясь на 16-м месте по потреблению пива на душу населения, в 2003 году вышла на 5-е место в мире по объемам производства. Если темпы развития отрасли останутся прежними, через 3 года наша страна войдет по этим показателям в тройку мировых лидеров.
По статистике, создание одного рабочего места в пивоваренной отрасли ведет к появлению 15 рабочих мест в смежных областях.

- В своем докладе вы назвали Россию "водочно ориентированной страной". Как скоро, по-вашему, удастся преодолеть столетиями формировавшуюся традицию и реально ли это вообще?

- Россияне ориентированы прежде всего на потребление крепких алкогольных напитков, причем нередко суррогатных. Это связано в том числе и с определенными социальными проблемами. Неблагополучные, отчаявшиеся люди выбирают суррогат или некачественные, но доступные алкогольные напитки. Поэтому неудивительно, что в России самая высокая в мире смертность от употребления некачественного алкоголя; нам же принадлежит лидерство по числу "пьяных" ДТП и преступлений, совершенных в состоянии опьянения. На совещании была приведена такая статистика: в прошлом году в США, стране с вдвое большим населением, чем у нас, от алкогольного отравления умерло 155 человек! В России, как вы знаете, количество "пьяных смертей" исчисляется десятками тысяч.

Президент "Пикры" Евгения КУЗНЕЦОВА награждена орденом "За заслуги в развитии пивоваренной отрасли"

Решение проблемы, с одной стороны, в снятии социальной напряженности - ведь, как показывают исследования, когда алкоголь перестает восприниматься как средство, чтобы "забыться", меняется и характер его потребления, и тип наиболее востребованных алкогольных напитков.

С другой стороны, продуктом, вытесняющим с рынка суррогатный алкоголь, должно стать именно пиво. Статистика показывает: с ростом потребления пива рынок легального крепкого алкоголя практически не изменился (за последние несколько лет он сократился всего на 0,2%), а вот продажи на теневом алкогольном рынке уменьшились почти вдвое.

Но чтобы такая "смена приоритетов" произошла, нужна грамотная тарифная и акцизная политика - об этом мы тоже говорили на совещании. В большинстве европейских стран соотношение цен на крепкие алкогольные напитки и пиво в пересчете на стоимость чистого алкоголя - примерно 7 к 1. У нас ситуация иная, особенно если сравнивать цены на пиво и суррогатный алкоголь. Безусловно, такое положение вещей необходимо менять.

- Были ли примеры, когда государству удавалось переломить "водочную традицию" и перейти в число стран, ориентированных на потребление вина или пива?

- Конечно, такие примеры есть. Скажем, в Финляндии долгое время действовала система запретов и ограничений на употребление алкоголя, которая привела лишь к расцвету рынка суррогатных напитков и "алкогольному туризму" в соседние страны. Лишь сейчас правительство осознало, что радикальные запреты - это не метод борьбы с массовым алкоголизмом, после чего была существенно снижена цена пива и других слабоалкогольных напитков, и ситуация изменилась.

Другой пример, еще более показательный, - США. С введением сухого закона в 30-е годы американцы не стали меньше пить, но преступность выросла колоссально. Государство лишилось значительных налоговых поступлений. Проблема была решена, когда искусственные ограничения на производство алкоголя были сняты, а государство перешло к акцизной политике, делающей продажу нелегального алкоголя коммерчески невыгодной. Был найден верный баланс стоимости крепких напитков и пива, и сегодня правильность такого выбора очевидна.

В "водочных странах" показатели смертности в результате злоупотребления алкоголем в несколько раз выше, чем в "пивных".

Я не отрицаю: безусловно, любой алкоголь в чрезмерных количествах - это зло. Но его употребление - данность. И пытаться переломить ситуацию методом тотальных запретов и антиалкогольных кампаний - по меньшей мере бессмысленно. Не лучше ли найти компромиссный вариант, сводящий к минимуму вред для жизни и здоровья людей, употребляющих алкоголь?

- На совещании шла речь об ужесточении закона о продаже пива, причем инициатором разговора стал Союз пивоваров. Это не противоречит тому, что было сказано выше?

- Предложение касалось запрета на продажу пива несовершеннолетним и применения жестких санкций к розничным предприятиям, нарушившим этот закон.

По статистике, средний россиянин выпивает 51 литр пива в год. По потреблению пива на душу населения мы занимаем 16-е место в мире. В Европе этот показатель составляет в среднем 100 литров в год. Абсолютный лидер - Чехия (около 180 л на душу населения).
Список "водочно ориентированных" стран возглавляют Россия (лидер), Латвия и Румыния. Ориентированных на потребление вина - Бельгия, Франция, Великобритания и Нидерланды. На потребление пива - Чехия, Германия, Португалия, Финляндия.
В "водочных странах" ежегодное число несчастных случаев, связанных с употреблением алкоголя, составляет около 200 на 100 тыс. населения. Число ДТП - примерно 25 на 100 тыс. В "пивных странах" - соответственно 50 несчастных случаев и 7 ДТП.
В пересчете на стоимость чистого алкоголя в России самые дешевые крепкие спиртные напитки и самое дорогое пиво в Европе.

К сожалению, в последние годы в обществе формируется негативное отношение к производителям пива и, соответственно, их продукции. С легкой руки журналистов появился термин "пивной алкоголизм". Возник миф о том, что подростковая преступность, молодежное пьянство спровоцированы именно пивом, что пиво - нездоровый продукт: Мне кажется, что "антипивная кампания" выгодна прежде всего производителям крепкого алкоголя.

УвеличитьК тому же есть статистика, опровергающая обвинения в наш адрес. Во-первых, основными потребителями пива являются вовсе не дети, а мужчины 24-54 лет. Во-вторых, по данным врачей, пиво в принципе не может стать причиной смертиот алкогольного отравления, в отличие от суррогатных напитков, которые, повторюсь, пиво как раз и должно вытеснить с рынка. А термина "пивной алкоголизм" у врачей нет вовсе!

Так что Союз пивоваров выступил с инициативой об ужесточении закона отчасти и для того, чтобы показать: дети и подростки никогда не были нашей целевой группой, и обвинять производителей пива в "спаивании молодежи" абсолютно бессмысленно.

Компания "Пикра" третий год подряд лидирует в Сибири и на Дальнем Востоке по темпам роста производства и занимает по этой позиции 2-е место в России.
За I квартал этого года рост продаж ОАО "Пикра" составил более 30% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

Что касается "ненатуральности" нашей продукции, то хочу заметить: пиво - пожалуй, единственный пищевой продукт, состав которого за несколько тысячелетий ничуть не изменился. Пиво остается натуральным на все 100 процентов. Пиво состоит всего из трех компонентов - это хмель, солод и вода. И каждый из них - абсолютно "природный"!

И еще. Возможно, именно из-за агрессивной "антипивной" кампании, развернутой сейчас в нашей стране, многие пивовары даже стесняются говорить, что работают в этой отрасли. Чтобы поднять престиж нашей профессии и нашей продукции, на совещании мы приняли решение: обратиться в правительство с просьбой поддержать учрежденный всероссийский праздник - День пивовара. Отмечаться он будет в июне. И на это же время мы перенесем любимое красноярцами мероприятие - День пива: сейчас с городской администрацией идут последние согласования.


Юлия СТАРИНОВА

КАК ЭТО БЫЛО


Центральный стадион

Дворец спорта им. И. Ярыгина

Речной вокзал

Площадь Революции

Площадь Мира

Площадь 350-летия Красноярска

Театр оперы и балета

Цирк

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗАСТРОЙКА КРАСНОЯРСКА


ХРОНИКА РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


КРАСНОЯРСК В
1944-1953 гг




Наши партнеры:

РГ ОНИКС

Красноярский информационный портал





Stalker TOP

Rambler's Top100

Copyright 2002
ИД "Сибирский Медиа Союз"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Служба поддержки сайта
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"