Тема, как выяснилось, до сих пор весьма актуальная, поскольку сплошь и рядом оказывается, что, закупив партию компьютеров, фирма не только не решает своих проблем, а даже приобретает новые.
Для наглядной иллюстрации можно привести пример, близкий автору этих строк как журналисту. Несколько лет назад редакцию одной из не самых раскрученных красноярских газет с дружественным визитом посетил корреспондент солидного американского издания. Первой реакцией заокеанского коллеги Джона, подошедшего к рабочему месту журналиста Васи, было восклицание: "Такого компьютера нет даже у нашего редактора!". Между тем его красноярский визави использовал весьма мощный по тем временам ПК в качестве обычной печатной машинки, ну и, разумеется, "игрального автомата" для упражнений во всяческих там "ходилках", "стрелялках" и "леталках"...
Вообще, это серьезная болезнь многих средних фирм и даже крупных компаний. Сначала приобретается дорогостоящая оргтехника (часто как дань моде), а потом уже она подгоняется под конкретные нужды предприятия. Причем эта подгонка ведется обычно в угоду субъективным чаяниям наиболее напористого менеджера-управленца или какого-либо подразделения (например, бухгалтерии). Результатом обычно становится не упрощение, а усложнение документооборота. Число управленческих ошибок и роль человеческого фактора не уменьшается, а даже возрастает. Без комплексного, системного использования оргтехники, без создания целой цепочки автоматизации компьютеры остаются простым "железом".
Или еще одна типичная ошибка. Фирма решает автоматизировать какую-либо одну операцию, например выписку счетов-фактур. А склад как отгружал привычное количество продукции, так и отгружает: объемы продаж не возрастают, дополнительной прибыли не появляется.
Примерно к той же категории бессмысленных действий относится и "лоскутная автоматизация", когда компьютерные технологии внедряются по отделам без увязки в единую систему. Например, к боссу приходит главный бухгалтер и говорит: "У нас все плохо, зашиваемся. Нужно купить столько-то компьютеров". Через некоторое время приходят люди со склада: "Необходимо срочно ввести автоматизированную систему учета - купить сканеры считки штрихкодов и т.п.". Не стоит и говорить, что реализация всех этих жгучих и, казалось бы, весьма разумных требований принесет одни только разочарования.
Нельзя не учитывать и конкретных традиций, привычек и умений персонала компании. Средний возраст работников крупных фирм и предприятий, как правило, заметно переваливает за 35, а то и 40 лет. А ведь у людей, привыкших к простеньким калькуляторам и бумажному документообороту, компьютеры часто вызывают реакцию отторжения, даже если давно уже стоят на столах и стали привычными элементами интерьера. Сплошь и рядом результатом "автоматизации всех процессов" в такой компании становится не упрощение, а усложнение труда. Отделы начинают дублировать друг друга, а персонал - выполнять двойную работу: сначала на привычной бумажке, а потом уж, как того требует начальство, на компьютере.
Еще более серьезным образом сказывается человеческий фактор в области среднего и даже высшего менеджмента. Субъективные интересы топ-менеджеров порой расходятся с объективными нуждами компании весьма и весьма серьезно. Внедрение же грамотной комплексной автоматизации делает ситуацию полностью прозрачной и избавляет финансовые потоки от недоговоренностей и неясностей.
Специалисты "Ролекса" при комплексной автоматизации той или иной бизнес-структуры всегда выстраивают алгоритм действий. Сначала они определяются с задачами, стоящими перед компанией, и конечными целями, затем разбираются с наиболее "узкими" местами и проводят их пробную автоматизацию. Далее автоматизируются все необходимые подразделения (в некоторых, как выясняется, можно обойтись и без этого), и наконец все увязывается в единый комплекс. Плюс работа с персоналом, от которой во многом зависит - заработает система эффективно или же останется дорогостоящей компьютерной игрушкой.
Вадим ЛАТЫШЕВ