Когда приходит осень?
День 1 августа (дата приблизительна – в римскую эпоху он выпадал на августовские календы) имеет много названий: Ламмас, Лунасах, Брон Трограйн. Однако самое употребляемое из них сегодня – Лугнасад, которое переводится как «сборище Луга» или «свадьба Луга», покровителя земледелия и большинства ремёсел в кельтском пантеоне богов. Эпитетами Луга были «длиннорукий» и «многоискусный».Ламмас – это праздник в честь Солнца, первого сбора урожая, сил природы и земли, вина, кельтский Праздник зерна. Иногда он называется праздником свадеб. Часто присутствует элемент почитания каких-либо богов Солнца и света. Солнце – главный символ Ламмаса и всего месяца в целом. Он отмечает первую жатву, когда земные плоды уже собраны и упрятаны в закрома для тёмных зимних месяцев. День идеально подходит для магических действий, направленных на богатство и процветание.
Лугнасад в Колесе Года |
Сам же праздник, согласно древней легенде, Луг установил после смерти богини Таилтине, своей приемной матери, в её память и честь. Образ Таилтине в мифологии связан с плодородием, и само её имя имя «Tailtin» происходит от «talam» – земля. Праздник Лугнасад считался итоговым праздником аграрного цикла – как скотоводческого, так и земледельческого, и толковался в древних источниках как период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов». Именно этот день был началом жатвы, днем начала сбора урожая.
Ламмас отражает идею колдовского благодарения и является родоначальником современного американского Дня Благодарения. Как главные черты и обряды праздника можно назвать торжественное всех видов уборочных работ на полях и в садах, ритуальное вкушение плодов первого урожая всеми членами общины; совместное пиршество общины на вершине высокой горы; принесение в жертву богам первых плодов.
Кроме того, накануне Лугнасада над скотом совершались разнообразные ритуально-магические действия, призванные уберечь животных от разнообразных зол и напастей. К примеру, коровам смазывали хвосты и уши смолой, произносили заклинания над выменем, вплетали в хвосты красные и синие нити, весь скот купали в море или реке.
Но главной чертой праздника можно назвать праздничный сбор всей, а иногда и нескольких общин на вершинах гор. Сперва устраивались ритуальные жертвоприношения, после чего начинались танцы, различные игры и состязания. В землю, в качестве жертвы богам, торжественно зарывали десятину от собранного в этот день зерна и часть еды, приготовленной для общей трапезы. Ритуал проводили так же на вершине горы, куда иногда приходилось взбираться по нескольку часов – в память о погребённой на высоком холме богине Таилтине.
Кроме каравая, на Ламмас мастерили кукол, символы Матери-Земли, украшая их розовыми лентами Фригг, скандинавской Матери-богини. Эти куклы, наполненные зерном нового урожая, нужно было на всю зиму вешать над домашними очагами. Иногда их делали в форме Зерна-Матери, или рога изобилия, а иногда несколько кукол связывали узлами, чтобы обеспечить защиту.
Естественно, традиции празднования со временем изменились. Но день, священный для наших предков, можно отметить и сегодня. Ламмас празднуется летом, а потому отмечать его лучше на природе, запасшись свежеиспеченным хлебом и охапкой колосьев. Для празднования Ламмаса пекут пшеничный хлеб, варят кашу из «семи зерен» – ячмень, пшеница, рожь, овес, пшено, горох и бобы. Кашу едят с грибами. Яблочное вино и яблочный или ягодный квас – напитки праздника. На сладкое – пироги с яблоками, ягоды, сливки.