Как грозный вепрь стал поросенком, или Что мы знаем о флорентийских праздниках?
«Во Флоренции неподалеку от пьяцца дель Грандукка есть переулочек под названием, если не запамятовал, Порта-Росса. Там перед овощным ларьком стоит бронзовый кабан отличной работы. Из пасти струится свежая, чистая вода. А сам он от старости позеленел дочерна, только морда блестит, как полированная». (Г.-Х.Андерсен).В Эрмитаже стоит «Мальчик, трубящий в рог», а во Флоренции есть памятник того же скульптора – Пьетро Такка (итальянский скульптор, 1557-1640 годы). Памятник этот давно стал вторым символом города, наряду с лилией. Это удивительная история, потому что это – памятник Поросенку (или фонтан Поросенка).
На самом деле это копия античной работы, «изначальный» грозный вепрь (античный оригинал) хранится в галерее Уффици. Но вот скоро будет 400 лет (а по поросенку и не скажешь – вполне еще в соку по флорентийским меркам), как отлили копию и поставили ее в центре города рядом с рынком. Еще тогда он звался вепрем. С ним связана одна сказка и две разные легенды, а может, и больше.
А по соседству – то ли Соломенный рынок, то ли Поросячий. И к «калашным рядам» этого серьезного старинного рынка времен правления Козимо I (где собирались банкиры, торговцы ювелирными изделиями и шелком) «свиное рыло» подошло как родное.
Поросенок – il Porcellino – участник сказки Андерсена «Бронзовый кабан». Сам сказочник определил сказку как сказка-быль. И был в ней бронзовый кабан, мальчик, который мчался на нем через город. Этому мальчику суждено было прикоснуться к тому, что является гордостью Флоренции – живописи.
Но есть и еще более древняя история. Говорят, пять веков назад в город вбежал дикий и очень свирепый кабан. Напуганные жители прятались по домам, боясь высунуть носы на улицу, где бесновался зверь. Но один маленький мальчик и не думал пугаться, храбро вышел к лютому зверю и просто погладил его по мордочке. Храбрые мальчики часто бывают и умными. А ласка – и кабану приятна. Зверь присмирел, успокоился, ушел восвояси. Ласка в некоторых случаях – вполне надежное оружие. Укротил мальчик вепря, город вздохнул спокойно и вернулся к своим насущным делам.
Но есть и еще одна легенда, может быть, еще древнее. Когда-то Поросенок мог превращаться после заката в прекраснейшего молодого человека, такого, «как свеженарисованный святой Себастьян». Он влюбился, рассказал о своей жгучей тайне девушке. Девушка была очень приличная и рассказала маме. Мама – уже всем остальным. И Поросенок навсегда остался статуей. С девушкой тоже случилось что-то грустное. Кажется, превратилась она в лягушку.
А фонтан «Поросенок» стоит и вряд ли уже в кого-нибудь превращается (нет информации). У него сейчас другая задача: он должен исполнять желания. Там очень сложная система с монеткой, которую поросеночку нужно скормить, но монетка может не попасть в надлежащий желобок, и тогда все пропало. То ли фонтана не будет, то ли желание не сбудется. Такая вот сложная копилка-свинка, многие долго и упорно стараются правильно попасть монеткой или хотя бы потереть и без того сияющий немедный пятак (или пятачок) поросенка.
Есть много легенд у Флоренции. И все они бережно хранятся самим народом, вне официальных наставлений и указаний. Когда-то, в далеком 1555 году, флорентийские воины с победой вошли в город со светильниками, высоко поднятыми на пиках, освещая себе триумфальный путь.
С тех самых пор каждое 7 сентября весь город выходит на улицы, и это самый главный флорентийский праздник – Феста делла Рификолона (Festa Della Rificolona). Дети несут на шестах цветные бумажные фонарики с горящими свечами (такой фонарик и называется «рификолоне»), начинается общегородская ярмарка, с торговлей, конечно, но и с представлениями уличных театров, с песнями и танцами. Потом к процессии детей присоединяется кардинал, который благословляет город. Вот такой замечательный и важный праздник есть у города Флоренции.
Есть и другие версии происхождения праздника. Удивительно, что все они помнятся, рассказываются, передаются следующим поколениям. Всегда приятно наблюдать, как помнят люди свои легенды, как отмечают в разных странах события своего, часто весьма далекого, прошлого. События 500-, 1000-, 2000-летней и еще более глубокой древности находят свое выражение в сегодняшних национальных и городских праздниках.