Виноградье: какое место оно занимало в святочных обычаях наших предков?
Виноградье на Святки – старинная традиция славянской культуры. Это такой вид колядовых песен, главной особенностью которого было величанье хозяев приходившими к ним веселыми компаниями девушек и парней.Потому-то их часто называли славильщиками. Впрочем, еще одна характерная черта виноградий заключалась в том, что их можно было распевать не только в строго регламентированные дни, а в течение всего периода Святок (в отличие от собственно колядок и овсенек).
Почему величальные песни назывались виноградьем?
Прежде всего, стоит отметить, что образ винограда у славян олицетворял богатство, любовь и благополучие, а у восточных славян был еще и символом новобрачных. Видимо, поэтому венчальные и свадебные сюжеты часто включались в тексты виноградий.
В построении этих песен существовали свои строгие правила. Во-первых, полагалось начинать пение обращением к главе дома: «Прикажи, сударь-хозяин, виноградью петь!». Во-вторых, исполнение каждого двустишия сопровождалось рефреном: «Виноградье, виноградье красно-зелено!» (либо красно-зеленое, либо красно-зеленыя).
Место выступления зависело от состава славильщиков: красных девиц принимали где-то только в избе, где-то – в сенях и в избе или во дворе и в избе. Парням чаще предлагалось спеть во дворе и лишь потом иногда пускали в дом, а смешанные группы принимали исключительно во дворе.
Кого и как славили в виноградьях?
Содержание величальных песен зависело от того, кому посвящалось: холостой молодежи (причем для девушек и юношей были свои, особые сюжеты), семейным с детьми и семейным без детей.
Так, в «девьих» сюжетах часто рассказывалось, как девица в шатре вышивает платок/ковер, а увидавший ее добрый молодец предлагает выйти за него замуж; как она гуляет в саду и слушает соловья, а тот сманивает на чужую сторонушку, к чужим родителям. Парням пели о расчесывания волос перед походом в церковь, в ходе которого задавались вопросы: кто его породил, вскормил и кудри завил; об охоте на птицу, которая просит не губить ее; о потере перстня в море и поиске его корабельщиками.
Новобрачным тоже пели о перстне, правда, в этом случае он не теряется, а катается в постели меж князем молодым и его госпожой, как намек на рождение первенца. Тот же образ, адресованный паре со взрослыми детьми (равно как и жемчужина, так же катающаяся в семейной постели) символизируют скорый брак сына или дочери.
Каким было царское виноградье?
Традиция святочных виноградий была столь крепкой и распространенной, что государь Алексей Михайлович как-то раз не выдержал и завел обычай славить своих подданных, навещая в Святки знатных вельмож. Придворная процессия при входе в дом пела во славу Богу, а царь получал от хозяина дома подарок и угощал всех, кто с ним прибыл.
А вы слышали когда-нибудь виноградье?
Разве можно удержаться от того, чтобы привести хотя бы один пример виноградья целиком? Вот он:
Прикажит-ко ты, хозяин, коляду просказать,
Припев: Виноградье красное – зеленое!
А мы ходим, мы ходим по Кремлю городу,
Уж ищем мы, ищем господинова двора.
Припев.
Господин двор на седьми верстах,
На седьми верстах, на осьмидесяти столбах.
Припев.
Что же около двора, да железной тын,
Что на всякой же тычинке по маковке.
Припев.
Что на всякой же тычинке по маковке,
Что на всякой же по крестику.
Припев.
А среди того двора, что три терема стоят,
А среди того двора, что три терема стоят.
Привет.
Что в первом терему красно солнце,
Красно солнце, то хозяин в дому.
Припев.
Что в другом терему светел месяц,
Светел месяц, то хозяйка в дому.
Припев.
Что во третьем терему часты звезды,
Часты звезды, то малы детушки.
Припев.
Хозяин в дому, как Адам в раю,
Хозяин в дому, как Адам в раю.
Припев.
Хозяйка в дому, как оладья на меду,
Хозяйка в дому, как оладья на меду.
Припев.
Малы детушки, как оладушки,
Малы детушки, как оладушки.
Припев.