День защиты детей. От кого мы их защищаем?
Праздник День защиты детей учрежден в ноябре 1949 года решением сессии Совета Международной демократической Федерации женщин и отмечается ежегодно 1 июня.Если размышлять о Дне защиты детей, актуальным становится интереснейший труд Ллойда Демоза «Психоистория».
Возможно, потому, что рассуждения автора «Психоистории» и его анализ исторических событий соответствует реальности, или, может, потому, что автор описал события и нравы не только темного средневековья, а и нашей с вами современности, но «Психоистория» произвела на меня достаточно мрачное впечатление. С таким-то грузом из детства да во взрослую жизнь... Тут уж такого можно наворочать, видно, и ворочаем.
Даже вспомнилось изречение главного персонажа из знаменитого сериала «Доктор Хаус»: «Мы все искалечены нашими родителями». Одно поколение калек сменяется другим – и так до бесконечности?
Ну, сплошная безысходность какая-то. Следуя логике и анализу автора «Психоистории», все войны на земле – это следствие рождения. При рождении человек получает такой необратимый стресс, что его уже ничем нельзя компенсировать или исправить во взрослой жизни. Отсюда и все наши беды. Но поскольку всему живому на земле приходится рождаться в «муках», во всяком случае, даже росток с трудом пробивает себе дорогу на поверхность земли, то перспективы развития нашей цивилизации, учитывая заключения автора, не очень радостные.
Конечно же, причины войн человечества несколько другие, а вот то, что последнюю точку в этом деле ставит коллективное бессознательное, можно и согласится. Каждый может вспомнить эпизод из своей жизни, когда искусственно нагнеталась обстановка и каждый ждал и желал развязки событий. Думается, что так работают все те же механизмы, которые были сформированы при рождении.
Возможно ли, что стереотип поведения, навязанный в детстве нам нашими родителями, повторяется нами в нашей взрослой жизни? В «Психоистории» приведены примеры взаимосвязей между условиями детства и методами правления некоторых глав современных государств. Наверное, что-то в этом есть! А всем известное выражение, что народ выбирает такого главу государства, которого он заслуживает, свидетельствует о массовости явления. Но, если человечество начинает догадываться об этом, значит не все потеряно. Значит, бессознательное начинает осознаваться. Значит, человек способен меняться. Вопрос только в том, все ли осознают и все ли готовы или хотят меняться?
Каким чудом происходит сдвиг человеческой парадигмы? Каждой отдельной личности? Что должно произойти в жизни человека и человечества и отложиться в генетической структуре, что бы он начал относиться к своей жизни и жизни своих детей осознанно?
Свое видение истории эволюции детства Ллойд Демоз написал в 70-е годы двадцатого столетия. Автор – наш современник (Ллойд Демоз 1931 года рождения, американский социальный философ), и его сообщения можно найти в сообществах на Google. В его книге рассмотрены события и свидетельства недавнего времени. Жестокость и дикость в отношении детства впечатляет. Но это не принято афишировать, разве что 1 июня – в День защиты детей.
Человечество не любит выносить свой нравственный сор из избы. Но, похоже, что Ллойд Демоз не голословен. Причины столь варварского отношения к собственному будущему мне непонятны. Значит ли это, что инстинкт самосохранения и соперничества сильнее инстинкта продолжения рода?
Существует мнение ученых мужей, что культуру определяет генофонд человечества: «Природа и культура есть две безумно сложные системы управления информацией. Обе подчиняются одному и тому же закону: закону естественного отбора». Что же таким образом представляет собой наша культура в отношении детства? Именно этот вопрос попытался осветить автор «Психоистории».
Думается, что появление большого числа детей-индиго – заслуга взрослых, сумевших изменить себя и свое отношение к детству вопреки всему, в противном случае индиго просто не выживали бы. А ведь изначально мы все – индиго.
При всей своей относительной беззаботности детство – ответственная пора в жизни каждого человека. Именно в нем мы получаем большую часть навыков, которые используем во взрослой жизни. Самую большую возможность обучиться чему-либо человеку предоставляет детство.