1 ноября – День Мертвых. Как из тризны мексиканцы праздник устроили?
Прошу не путать с Хэллоуином – ничего общего. Так же мало общего с Днем Ангелов, приходящимся на 2 ноября, и со Днем Всех святых, празднуемым в католических странах 1 ноября. День Мертвых (Dia de los Muertos) – это не день оплакивания ушедших, а настоящий праздник, замешанный на симбиозе древних языческих верований индейцев, ставших современными латинос, и лучших традиций христианства. Из этого симбиоза получился нарядный и веселый День Мертвых, день, который начинает праздновать Центральная Америка, а в особенности североамериканская Мексика, задолго до наступления и Дня Святых, и Дня Ангелов.Раз уж мы зацепили эти католические праздники, расскажу о своем первом впечатлении от католических дней поминовения. Лет 30-35 назад мне случилось пожить в Нормандии в Ото-сюр-Сен, в Руане, где октябрь-начало ноября в долине реки Сена и на побережье Ла Манша выдаются особенно мягкими, теплыми, прозрачными, красочными от обилия полыхающей осенними колерами растительности.
И вот в этакие-то дни вся Франция отправляется на свои кладбища с букетами таких же ярких цветов и светильниками. С наступлением ранней темноты французы возжигают на каждой могилке поминальные свечи, поминают своих покойников и с чисто французским эстетством любуются на вид ночного кладбища, сияющего от трепета светильников. Кажется, что души ушедших трепетанием этим общаются с нами, еще живущими, еще не познавшими тайны вечного небытия.
Мысли о жизни вечной, о вечном покое в ином миропребывании, светлая умиротворенность, душевная гармония с неизбежностью перехода в иные прекрасные миры… Вот такой вкус у дней поминовения. Вот про это состояние сказано: «тихий ангел пролетел»…
Зато на День Мертвых ангелы носятся хмельные, разудалые, бахусные, обжористые, проказистые, шумные, веселые. И, как я уже упомянула, задолго до праздника Мертвых. Особенно в темпераментной Мексике.
(Фото: val lawless, Shutterstock) |
Верования древних в загробную жизнь представляли для них смерть лишь как переход в иную ипостась, а сама смерть расценивалась не как кончина, а как возрождение к новой жизни. Свою неразрывную связь с отсутствующими в действительности покойниками древние реализовывали через примитивные человеческие поступки: через фетишизацию черепов, через поедание пищи в виде черепов, ношение деревянных масок-скальпов, танцев в масках, изображающих покойников, через поедание продуктов, любимых покойными, питье их любимых напитков, а также путем подношений (ofrendas) алтарю излюбленных вещей покойников.
Испанские конкистадоры, пришедшие 500 лет назад на земли Центральной Америки и современной Мексики, естественно, усматривали в этой варварской, с их точки зрения, культуре вызов христианским догмам. Они долгое время пытались окатоличить традицию веселой тризны догматически чинной поминальной литургией. Но что такое 500 лет против трех тысячелетий…
(Фото: Jose Gil, Shutterstock) |
Не в честь католического Дня Всех святых, а именно в честь веселой Царицы Смерти первый день Праздника Мертвых 1 ноября вся Мексика и многие штаты США и Канады чествуют умерших детей. Дети – первыми, даже за столом тризны.
(Фото: Azucar!, Shutterstock) |
(Сравните наш поминальный стаканчик водки под кусочком чернушки за поминальным столом. Или стакан под ломтем чернушки на окне для покойничка по самые сороковины. Да одинаковые мы все, люди! Вам диковато, да? Мне тоже по первости было. Менталитет у нас такой: при слове «смерть», а в особенности «смерть ребенка», европеец скорбит. У мексиканца же отношение к смерти другое – он умеет смерть приручить и любит ее прирученной).
(Фото: Jose Gil, Shutterstock) |
1 ноября (Dias de los Angelitos) родственники умерших детей проводят на кладбищах. Собираются у могил, расстилают свои полосатые коврики, украшают могилки яркими цветами (обычно хризантемами или золотыми шарами – cempasuchitl flower), опять же, игрушками, свечами, шарами, выставляют свои ofrendas (хлебы предложения), и… начинается веселый пикник с пением и танцами. И верят они, что их ребенок сегодня обязательно возвращается к ним и проводит в кругу семьи веселый, вкусный, радостный день!
А вот 2 ноября (Dias de los Muertos) почитают мексиканцы и центральные латиноамериканцы своих взрослых. В каждой округе есть свои отличия, но в целом это всегда веселый праздник с карнавальными шествиями, с парадом черепов, с неизменной текилой как покойничку, так и всем участникам. Едят и пьют весь день на своих кладбищах неунывающие мексиканцы среди черепов. Парад тсомпатлей (парад черепов), маски (calacas) с именами покойников на лбах, ряженые, поющие, танцующие, играющие на национальных инструментах. И текила, текила…
(Фото: Bobby Deal / RealDealPhoto, Shutterstock) |
Даже в доме, где я живу уже выставлен коллективный алтарь: жильцы дома латинского (и не только) происхождения принесли на алтарь фотографии своих ушедших, украсили алтарь яркими цветами, фигурками-черепами, кто-то притащил даже банку меда в форме черепа и такую же бутылку текилы. Ну-ну…