Что празднует русский народ 8 июля?
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф. 19,6)Оказывается, есть исконно русский праздник любви, а точнее, День любящих людей. В России, еще в дореволюционное время, были свои святые, покровители не влюбленных, но любящих – Петр и Феврония Муромские. На Руси уже много веков благоприятным днем для всех любящих, днем супружеского счастья считался День Петра и Февронии. 8 июля (25 июня по старому стилю) день успения преподобномученицы Февронии и благоверного князя Петра, если говорить грамотно, с точки зрения церковных канонов. Что значил этот праздник раньше, и как может восприниматься в современном обществе влюбленных и любящих пар?
Почему именно эта дата, а не дата знакомства или первого признания в любви и верности?
В истории Церкви не так много святых, прославившихся исключительно любовью и верностью друг к другу. И хотя этот день не «пропиарен», как 14 февраля, все же те, кто ищет небесного покровительства своей любви, могут смело сегодня обращаться в молитвах к Петру и Февронии. Жизнь святых Петра и Февронии – это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке. Ведь в браке главное – единомыслие, общий духовный стержень.
Согласно преданию, Петр был младшим братом княжившего в Муроме Павла и женился на Февронии потому, что загадочная дочь пчеловода исцелила его от тяжелой болезни. Это происходило в конце XII века, и женитьба князя на простой крестьянке вызвала много шума и осуждения среди горожан. Но Феврония была очень мудрая, как Василиса Прекрасная из сказок. Она прекрасно знала, что главное для нее – владеть сердцем своего мужа. Скоро Феврония стала княгиней, и они «начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».
Однако через некоторое время, в 1204 году скончался князь Павел и править Муромом предстояло молодому Петру. Ничего не имели против его кандидатуры бояре – кроме одного: не нравилась боярским женам Феврония – простолюдинка. Собравшись по установленному обычаю, бояре известили своего князя о том, что сами они не против подчиняться ему, но вот их жены – боярыни – не хотят подчиняться бывшей крестьянке. Петр же, выслушав их мнение, сказал: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет». Обрадованные бояре посетили Февронию и предложили сохранить ей жизнь, если она оставит своего мужа и покинет город. «Что же вы дадите мне взять с собой?» – спросила мудрая Феврония. «Да что угодно отдадим! – клялись бояре, – забирай. Все, что хочешь, любые богатства!» «Хорошо. Но я хочу забрать только одно – своего мужа!», – ответила Феврония. Бояре были ошеломлены. Но боясь нарушить свою клятву, с неохотой решили: пусть князь Петр сам сделает свой выбор. Каждый из них подумал, что Петр может уйти вместе с женой, и тогда при благоприятном стечении княжить сможет любой из них. Узнав о решении Февронии, Петр сказал слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает» и стал собираться в дорогу вместе с любимой женой. Собрав несколько приближенных, изгнанные супруги поплыли по Оке куда Бог пошлет.
Но бывший князь Петр не мог успокоиться – горевал о том, что стал изгнанником и переживал о потерянном. Феврония же утешила мужа и сказала, что Бог не оставит их. На следующее утро Петр смог убедиться в этом, потому что приехали гонцы из Мурома с просьбой вернуться. Оказалось, что бояре затеяли настоящую бойню за княжеский титул и началось кровопролитие и раздор. Народ, испуганный беспорядками, послал гонцов к князю Петру и велел молить его о возвращении. Петр и Феврония вернулись в Муром и много лет «правили народом, соблюдая все заповеди и наставления Господни беспорочно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, под их властью бывшим, как чадолюбивые отец и мать».
Когда Петр и Феврония достигли преклонных лет, он приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Петр жил в мужской обители, Феврония – в женской. Они молили Бога даровать им смерть в один день и в один час, а также завещали положить их тела в одном гробу, заранее приготовив соответствующую гробницу, имеющую между собой тонкую перегородку.
Однажды Петр почувствовал, что умирает и послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). «…Пусть подождет, мне надо закончить…», – просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье, обмотав иголку золотой нитью и умерла. Это случилось 8 июля (по новому стилю) 1228 года.
Нарушив завещание, их похоронили в разных гробах (по другим версиям в разных храмах) – потому что побоялись хоронить монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице. Снова и снова пытались разлучить уже мертвых супругов – но наутро их тела снова были вместе.
Тем самым муромские чудотворцы, благоверные князь и княгиня, открыли миру одну из тайн русской Святости: нераздельность в духе мужского и женского начала, нераздельное единство в браке, таинство которого освящено Церковью. По учению Церкви, цельность человека была разрушена через грехопадение. До падения Адам и Ева были как бы зеркальным отражением друг друга; после грехопадения «зеркало» разбилось, и половины потомства Адама и Евы перестали узнавать друг друга. Но есть нераздельное внутреннее единство в браке, таинство которого освящено Церковью. «Что, как не брак, соединило море и сушу влажной дорогой и объединило раздельное друг от друга?» – писал святитель Григорий Богослов. Вот эту цельность и целомудрие в браке являют собой любимейшие русские святые.
20-летнее правление князя Петра и княгини Февронии в Муромском Княжестве зафиксировано в истории одним из самых благополучных и процветающих периодов. Они любили друг друга до смерти и после. Супруги, которые смогли пронести свои любовь, преданность и верность друг другу через всю свою жизнь, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю.
Какие выводы можно сделать, что принять или о чем задуматься? К сожалению, сегодня часто соединяются пары, которыми правят животные инстинкты и страсть, часто нынче называемая любовью. Однако пройдет время, и если у двух людей не было «духовного стержня», то брак, если и не распадется, то счастливым, скорее всего, не будет. Петр и Феврония «любили друг друга любовью светлой, чистой, бескорыстной любовью, наполненной глубиной и необыкновенным духовным содержанием».
Как можно сегодня, с современными реалиями и безверием соблюдать нашу старую русскую традицию и праздновать этот добрый праздник? Если есть влюбленные, почему бы не сделать приятным еще один день? Отметить еще одну дату рядом с близким человеком? Можно просто сделать ВСЁ, чтобы любимый человек светился от счастья. Нет ничего плохого в том, чтобы появлялись новые традиции и взгляды. В этот день можно просто поздравить друг друга, сказать слова любви, благодарности, признательности. Касательно не женатых пар, думаю можно и нужно тоже отметить этот праздник. Пусть без «валентиновского» пафоса и моря сердечек, зато от души и чистого сердца. Ведь достаточно просто провести день вместе! Как отмечать – это должен каждый решать для себя сам.
Другой вопрос – национальная культура, традиции, осознание себя как частицы своего народа. Все эти понятия в современном обществе далеко не актуальны или потеряли свою ценность. Но я думаю, для любви и такой важной жизненной ценности, как семья – есть место в душе любого человека. И неважно, какого мы вероисповедания, к какой культуре принадлежим, привязаны или нет к какой-либо конфессии. Можно праздновать всемирный день Ромео и Джульетты, Адама и Евы, Цезаря и Клеопатры – любой понравившейся вам влюбленной пары из истории. Тогда, может, у каждой влюбленной пары будет своя пара покровителей любви, возможно со схожей историей любви. Неважно, что вас связывает или не связывает, ассоциируетесь вы с этой парой или нет – главное ваша любовь и отношения.