Какие трудности могут возникнуть при вручении деловых подарков?
Часто в наши действия вмешиваются совершенно ненужные факторы, которые могут развалить весь заранее подготовленный процесс дарения. Этими негативными обстоятельствами можно не только управлять, но и извлечь из них пользу. Вот пять частных примеров «сложных ситуаций» и возможные способы их решения.
1. Как преподнести «очень дорогой» подарок, не вызывая зависти и дискредитации Получателя. Выход наиболее естественный – дарить такой подарок «тет-а-тет» в отсутствии посторонних. Позаботиться о личной встрече стоит, если у Получателя высокий социальный статус, высокая должность или непростые взаимоотношения внутри коллектива. Личная встреча в таком случае единственный выход.
Если Получатель находится в кабинете с коллегами, да и вообще, если Вам приходится презентовать сувениры, подарки, образцы продукции в группе людей, а целевой Получатель только один, запаситесь несколькими предметами. При этом презентацию (свою мини-речь с поздравлениями, объяснением, демонстрацией и т.п.) и непосредственно значимый Подарок заготовьте один – для Получателя. Всем остальным присутствующим вручите более мелкие (скромные) презенты. С минимальным, но искренним личным комментарием. Конечно, даже в таком случае не избежать зависти. Но все же опасность ее разгорания сводится к минимуму.
2. Как дарить «корпоративные» подарки, если они вопиюще «дёшевы» и «непрестижны». Бывает так, что отдел маркетинга компании (директор, гл. бухгалтер и т.п.) в погоне за числом сувениров (подарков) не замечает, что их потенциальная стоимость (престижность) для Получателя падает. Казалось бы, выбор у дарителя невелик. Или отказаться от «казенных подарков» и потратиться за свой счет, или скрипя зубами вручать «тщетные дары».
Выход есть.
Объединяя недорогой подарок от компании, с лично подобранным (тоже недорогим) можно ожидать синергетического эффекта. Так шоколад с логотипом хорошо объединяется с кофе. А ручки с символикой компании с блокнотами и ежедневниками. Таким образом удается компенсировать излишнюю «практичность» компании.
3. Как подарить подарок, если все сроки прошли? Как известно, дорога ложка к обеду. Но за суетой дел легко пропустить значимую дату. Или нерадивые сотрудники, ответственные за подготовку подарков, пропустили все сроки.
С другой стороны, к «нужному» человеку в канун праздника с «дарами» идет нескончаемая вереница людей. В этом потоке даже эффективно подготовленный и презентованный Подарок, может «сгинуть» в общей массе. Подумайте, возможно преподнесенный уже после массовых приношений и снабженный хорошим комментарием, он станет более эффективным в построении отношений.
Некоторые подарки носят сезонный характер. Открытки, календари, ежедневники и т.п. Отдельные сезонные подарки теряют актуальность после праздника (например открытки) и шанс их повторно использовать возможен только через год. Но ежедневники, планинги (датированные), календари актуальны до 3 месяцев текущего года. Известны случаи дарения календарей в июне текущего года. В основном в художественных целях. Отделы маркетинга некоторых компаний умудряются заказывать календари на два года. И недатированные ежедневники и открытки.
4. Как дважды (и более) использовать эффект от дарения и предмета подарка. Всем известна басня о семи шапках из овцы? Автор утверждает, что семь шапок сшить можно. Только они никому будут не нужны. Другое дело подарок. Если вы эффективно преподнесли Подарок, то уже достигли результата. Но это еще не все.
Повторно посещая Получателя, спрашивайте, как работает подарок (если это техническое устройство), удобно ли пользоваться. Не лишним станет и искреннее восхищение тем, как владелец Подарка разместил его, если это предмет интерьера. Любое искреннее упоминание, привлечение внимания усиливает эффект от дарения.
Дополнительно к уже преподнесенному Подарку дарите мелкие аксессуары и предметы. Для настольного письменного набора: ручки, бумагу для заметок и т.п. Для электрического чайника, чай, кофе. Для подаренного принтера – бумагу, картриджи, заправку картриджей. Для портмоне – купюры!
Расспрашивайте, какое впечатление от Подарка у коллег Получателя. Заметили ли они новый предмет в его интерьере. Каждое напоминание, мягкое и корректное, дополняет уже полученный эффект.
Совершенные при дарении ошибки также можно не только исправить, но даже, опираясь на их исправление, продлить и усилить эффект дарения.
5. Как исправлять и использовать ошибки себе на пользу? Конечно, в практической деятельности удерживать все мудреные советы и действия невозможно. И если вы совершили что-то не так, вполне возможно, Получатель этого даже не заметит. А если вышел откровенный конфуз, не огорчайтесь, каждая ошибка – это яркий информационный повод. Яркий информационный повод исправить ошибку. Исправить и добавить к удовлетворенности Получателя дополнительное внимание.
Если Получатель не заметил некоего технического недочета, вскройте его сами. Гораздо хуже, если эта неприятность вскроется, когда вас не будет рядом и некому будет ее устранить. Искренне извинитесь и предложите исправить. Новый визит и новая презентация.