Чем Будда удивил окружающих? Монлам Чхенмо: как это было…
Саган hарар! Сагаалганаар! Светлых мыслей вам, здоровья, достатка и самого белого, самого молочного настроения. Будьте счастливы – сегодня наступил Новый год. Вы уже чувствуете весну в воздухе? Не спешите за порог своего дома – улыбнитесь домашним, подумайте о самом-самом хорошем, а потом… потом всё зависит от того, кто первый попадётся вам навстречу. Если это будет человек со счастливой судьбой – год ваш будет удачным.Итак, Сагаалган – 2008. Новый год по лунному календарю – первое весеннее новолуние. Не так давно я узнала, что предки бурят познакомились с лунным календарём в Х веке. А мы с вами всё путаемся, когда там и что наступит, и листаем календари овощевода-огородника. Другое время, другие каноны. Но, как бы то ни было, в Монголии и Бурятии сегодня начался самый светлый, самый яркий праздник – Белый месяц. И именно сегодня, несмотря на то, что скорость века другая, да и в каждой культуре найдутся те, кто скажет, что «нынешнее поколение не то, что раньше…» – сегодня резво скачет – копытцами цок-цок, Конь ветра удачи, сегодня веселы женщины и дети, и каждого ждут удивительные угощения – мясные традиционные блюда и, конечно, сагаал-эден – белая (молочная) пища. И капелюшечку архи вон тому уважаемому господину с большим жизненным опытом и таким же пузичком. А это кто баранью лопатку берёт да ест? Ай-яй. Будем знать: либо жадина, либо традиций не знает: по ремешочку мясо отрывать нужно и угощать всех, кто за столом…
Веселье, смех, кутерьма и игры. Впереди две недели праздника, хотя официальным выходным будет считаться только 7 февраля. Почему же именно две недели, а точнее, 15 дней?
Самые достойные исследователи бурят-монгольской культуры утверждают, что празднование Белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям Центральной Азии, ко временам, предшествовавшим эпохе Чингисхана. Но вот в XII веке на территорию Монголии проникает буддизм, и именно буддийским ламам можно приписать перенос самого главного праздника, Нового года, на первое весеннее новолуние – в соответствии с биографией Будды Шакьямуни. Такова дата известных событий, когда Будда Сиддхартха Гаутама доказал шести мудрецам-брахманам всю несостоятельность их философии. Доказательство Будды и стало символом со значением – тонким серпиком: после самой тёмной ночи последнего зимнего месяца, стыка старого и нового, «бутуу удэр», или по-монгольски «лавай». Вот он – самый светлый и самый добрый праздник – Сагаалган. Ну а дальше – дальше начинаются самые настоящие чудеса. Начиная с первого дня первого лунного месяца в буддийских храмах и домах верующих вспоминают 15 чудес Будды (Монлам Чхенмо) – по одному дню на каждое чудо. Чтобы вновь можно было представить его, помолиться и пожелать себе и потомкам крепкой веры. Да и потом – как без чудес? Как поверишь без них проповеднику, даже если он объясняет, что добро сильнее зла? Трудно. Не верится…
…Вот послушайте. И даже не пытайтесь повторить – не получится.
Когда Просветлённый Будда Сиддхартха начал проповедовать своё учение, у него стали появляться ученики и последователи. И так уж вышло, что несколько учеников покинули своих прошлых учителей – аскетов. Шесть аскетов оказались особенно вредными и нехорошим людьми, люто возненавидевшими Будду. Они рассказывали о нём небылицы и глупости нелицеприятного свойства, насмехались над ним, убеждали простой индийский люд в том, что, де – вот они мы, истинные пророки и волшебники. И демонстрировали, в самом деле, свои возможности…
Будде Сиддхартхе они не докучали – он просто не обращал на них внимания, а вот ученики расстраивались. И попросили они своего любимого Учителя: уличи лжеучителей, покажи им настоящие чудеса, которые способен сотворить только Тот, кто владеет настоящим Знанием! Будда был очень добрым. К тому же, он как никто другой понимал, сколько пользы, новых впечатлений и эмоций получат люди от того, что увидят своими глазами…
И не спеша, по одному чуду в день – 15 дней удивлял Будда Сиддхартха людей, живших в городе Шравасти, и тех, кто успел добраться до него, услышав про чудеса.
В первый день первой весенней луны взял Будда свою зубочистку, и воткнул её в землю. И выросло из зубочистки большущее дерево, и потемнело от этого дерева – ветвями и кроной своей оно закрыло и небо, и луну! Висели на дереве плоды – сторонитесь – огромные!
Второго числа первой луны Будда по обеим сторонам от себя взял и соорудил высокие горы. В горах росли фруктовые сады – справа можно было собирать вкуснейшие плоды, а слева склоны облюбовали тучные стада.
На третий день набрал Будда в рот воды, прополоскал его и сплюнул на землю. И тотчас на этом месте образовалось чистейшее большое озеро, посередине – лотосы цвели чудесные, благоуханием своим наполнившие в тот день весь мир…
И четвёртый лунный день удивил всех не меньше: стал доноситься из чудесного озера голос, проповедовавший Учение.
День пятый: Будда просто улыбнулся. И рассеялся свет от его улыбки в самые далёкие пределы, а те, на кого этот свет попал, стали благословенными.
В шестой день первой луны все те, кто слушал Будду, вдруг стали понимать мысли друг друга – и хорошие, и крамольные – разные. Узнали тогда же люди и о том, что ждёт их за эти мысли, и задумались ещё сильнее...
В день седьмой сам Будда показал людям истинное своё величие. Он явился, окружённый правителями всего мира и самыми благородными людьми…
А вот в восьмой день Будда, сидевший в тот момент на троне, прикоснулся к нему своей правой рукой, и откуда ни возьмись, выскочили пять страшных чудищ во главе с гневным божеством Ваджрапани! Они разрушили место, на котором восседали наблюдающие лжеучителя, и прогнали их самих при помощи главного оружия Ваджрапани – ваджры, подобной молнии. Наверное, зрелище было не для слабонервных...