Такое смешное слово – клезмер. О чем поется в «Тум-балалайке»?

15-16 июня в Одессе прошел Одесса-Бабель-Клезмерфест.
Что такое Одесса и кто такой Бабель – объяснять не нужно. Тех, кто этого не знает, я попрошу выйти вон и серьезно призадуматься о своей неправильной жизни. Что? Никто не вышел? Тогда оставайтесь. Будем разбираться – что такое Клезмерфест.

Alexander Klevan
Alexander Klevan

Клезмеры – это еврейские музыканты. В их творчестве, рожденном в 14-15 веках нашей эры, уходящем своими корнями в библейские времена, гармонично переплетаются несколько культур. Это музыкальное направлении постоянно испытывало влияние фольклора немцев, украинцев, поляков, и особенно румын – мелодические обороты румынской народной музыки весьма характерны для творчества клезмеров – создавая своеобразное искусство. Клезмерам присуща экспрессивная манера игры, неожиданные ускорения или замедления темпа, внезапные импровизированные вставки в мелодию, что повышает эмоциональное воздействие их музыки, которая представляет собой своеобразный музыкальный диалект, понятный и близкий слушателям.

Alexander Klevan
Alexander Klevan
Клезмер-музыка – это инструментальная танцевальная музыка небольших ансамблей, чаще как бы недоукомплектованных, в которых каких-то инструментов как бы не хватает. Классический состав клезмерского ансамбля – скрипка, цимбалы и контрабас (или виолончель), а также кларнет. Изначально клезмер игрался музыкантами-любителями на ярмарках, свадьбах, бар-мицвах и других еврейских праздниках для увеселения публики, его расцвет пришелся на середину ХIХ – начало ХХ века. Сегодня клезмер – это респектабельный и бурно развивающийся музыкальный жанр, стремительно завоевывающий популярность как среди евреев, так и среди остальной публики. Клезмеры прочно вошли в мэйнстрим музыкальной культуры.

Дерибасовская гуляет
Дерибасовская гуляет
Вот это вот и было у нас на Дерибасовской под сенью цветущих лип с утра до вечера в воскресенье 15-го. Походная эстрада прямо на мостовой, и на мостовой же – стулья для зрителей. Группы из разных городов пели все, что положено, включая «7-40». Грустное и веселое. Рыдали скрипки, заливались духовые, все остальные тоже не отставали.

На мостовой же зрители и плясали. Стар и млад, и библейские бабушки плясали, и крошечные карапузы в кипочках и с пейсиками. И в толпе зрителей – клянусь – своими глазами я видела Утесова. Не бронзового на бронзовой скамейке, а живого в толпе.

Джойнт - один из спонсоров фестиваля
Джойнт - один из спонсоров фестиваля
В Одессе много кого можно встретить, и как же Леонид Осипович мог пропустить концерт клезмеров памяти Исаака Эммануиловича? Но пока я вытащила цифровичок – он уже исчез...

Пока я подбирала дефиниции и картинки к этой заметочке, прослушала на Ютубе множество вариаций песни «Тум-балалайка».

 Там есть и оперное исполнение
 и какое-то tumbalalaika spezzone prendimi l'anima roberto faenza
 Ян Табачник
 детский ансамбль – очень нежно
 не поняла, кто, но тоже душевно.
 А вот это – из фильма «Старые клячи» (и это единственное, что в этом фильме стоит смотреть).
 Ну и как же без сестер Бэрри?

А про что же эта знаменитая и такая трогательная песня?
Тум-балалайке. Канонический текст на идиш

Думает парень ночь напролёт,
Ту ли девчонку в жёны берёт.
Можно влюбиться и ошибиться.
Ах, если б всю правду знать наперёд!

Припев:
Тумбала, тум-бала, тум-балалайке,
Тум-бала, тум-бала, тум-балала,
Тум-балалайка, сердцу сыграй-ка,
Пусть веселится вместе с тобой!


Слушай, девчонка, ты мне ответь:
Что может вечно, вечно гореть,
Что без дождя растёт и в мороз,
Что может плакать, плакать без слёз?

Припев

Парень, тебе я скажу не шутя:
Камень растёт без тепла и дождя,
Вечно гореть любви суждено,
Плакать без слёз может сердце одно!

Из воспоминаний моей матушки о 40-60 годах в Бессарабии: