Легко ли оседлать «Коника»? Зимний карнавал на Полесье
Есть на карте белорусского Полесья такая точка – Давид-городок с населением в 7 тысяч человек. Место, надо сказать, глухое и болотистое, но город знатный. Правда, до недавнего времени я думала, что ничего примечательного в нем, кроме родовой бабушкиной усадьбы (да и не усадьбы вовсе – хаты), не найти. Как же я ошибалась! К своему собственному стыду.Оправдывает меня только то, что побывка моя у бабушки обычно приходилась на лето, а традиция, о которой я поведу речь, случается в январе. Да и мода на все народное пришла чуть позже моего детства – лет пятнадцать назад. Зато теперь фольклорный праздник «Коники» вписан во все путеводители по краю. В Интернете информацию о нем отыскать не так-то просто. Чаще отделываются скупыми замечаниями: празднуется, мол, в середине января, только в Давид-городке и больше нигде, ежегодно собирает 5 тысяч человек, в гуляниях участвует конь. Но видели бы вы этого коня!
Коляда или нет?
Из описаний может показаться, что это обыкновенные языческие Коляды (по-местному – «щодрованне»). С образами черта, смерти и прочей нечисти. Подумаешь, вместо козы используют коня! Но почему же тогда этот праздник не прижился ни в одной из ближайших деревень, которыми усыпаны окрестности городка? Почему эти гулянья обрели автономный от рождественских колядок статус? Хотя со звездой здесь тоже ходят, только 7 января. И еще один не менее важный вопрос – почему всадник на коне непременно изображает солдата?
«Коники» в Давид-городке – это целая команда ряженых. Их может быть от шести до двадцати. Обязательные действующие лица – собственно коник, смерть, баба Яга. Должно быть много шума, песен и плясок под гармошку и дуду. В последние годы среди традиционных персонажей появляются новые: Микки Маус и Шрэк – веяния современности. Но главное условие – маски и костюмы должны делаться своими руками. В остальном все как везде: команды ходят по домам, поют колядные песни и собирают дары. Сегодня, правда, просить дары начинают прямо на дороге – бесцеремонно останавливают машины.
Конь – паршивый и хороший
А теперь разберемся, что же такое этот коник. Если не вдаваться в технологические тонкости, ничего сложного в нем нет. Берутся два коша (большие корзины) без ручек. Специальными палочками соединяются так, чтобы между ними поместился человек – «всадник». К будущей передней части прилаживается валенок. Не спрашивайте как – не знаю. Потом вся эта конструкция покрывается простыней. Ну а морда, хвост – на совести того, кто делает снаряжение. Самые ответственные повязывают вместо хвоста дамские шиньоны.
Вот такой здесь ходит коник... |
Наследие одного солдата
По свидетельствам старожилов, традиция эта не очень-то древняя. Можно определить даже примерный год, от которого она повелась. Говорят, впервые этот костюм придумал и примерил квартировавший в городе русский солдат. Было это лишь однажды, но горожанам идея пришлась по вкусу, и вскоре конь стал обязательным атрибутом «щодровання». Из-за этого солдата, по всей видимости, и берется традиция обряжать всадника в военную форму. Сегодня она изыскивается из каких-то запасников. Своих ли, родительских – не имеет значения.
Идея оказалась столь оригинальной, что с легкостью пережила 50 лет травли. Во времена советской власти Коников запрещали, их отчаянно «гоняла» местная милиция. А они все равно ходили по домам с колядными играми. Говорят, в те времена в городе было около 40 коней со свитой. Сейчас чуть поменьше, но то, что обряд поддерживается даже школьниками, настраивает на оптимистичные мысли – праздник будет жить.