Развивающая игрушка - лучший подарок для вашего малыша

В состав дидактических (обучающих, развивающих) игрушек входят: собственно дидактические игрушки, основанные на принципе самоконтроля (различные матрешки на заказ, которые могут быть выполнены, пирамиды); дидактические игровые наборы с правилами, предназначенные преимущественно для игр на столе; конструкторы и строительные наборы; игрушки-головоломки (кубик Рубика или куб Б. Н. Никитина, складные картинки «Пуцли» и др.); музыкальные игрушки; игрушки-репетиторы (обучающие, упражняющие игрушки с различными электронными устройствами); а также развивающие компьютерные игры.

Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую (развивающую) практическую задачу, условия решения которой заложены в содержании и конструкции самой игрушки или содержании игры. Цель дидактических игрушек — передача детям разных знаний; развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Ряд дидактических игрушек созданы для развития у ребенка ловкости, меткости, сенсомоторной координации. Они могут быть применены и для эстетического воспитания (музыкальные шкатулки, наборы колокольчиков, мозаика).

Конструкторы и строительные наборы

Конструкторы представляют собой набор деталей, крепежных элементов и инструментов, предназначенных для сборки различных конструкций и сооружений. Своеобразие конструкторов заключается в способах соединения деталей. Различают тематические и универсальные конструкторы.

Конструкторы знакомят дошкольников с основами и возможностями конструирования, в процессе которого происходит интеллектуальное развитие ребенка и формирование способностей к техническому творчеству. Эти игрушки развивают ум, сообразительность и трудовые навыки. Маленький человек осваивает роль творца, самостоятельно создавая машинку, домик и прочее из отдельных деталей.

Паззлы

Помните, как сказочный Кай по приказу Снежной королевы пытался сложить из льдинок слово «Вечность», а оно никак не складывалось? Сложить картинку из маленьких цветочков тоже не слишком-то легко. Особенно если их 500 и более штук.

Паззлы — иллюстрации к сказкам или изображения зверей — одна из наиболее популярных сегодня настольных игр. Выпускают паззлы фирмы разных стран: Италии, Германии, Сирии, Польши и др. Очень разнообразны и хорошо сделаны паззлы нидерландской фирмы King International.

Можно купить набор из паззлов в одном чемоданчике и устраивать соревнование с друзьями на скорость — кто быстрее соберет. А вот картины из тысячи частей — уже ближе к произведениям искусства. Это могут быть репродукции работ известных художников, пейзажи, натюрморты или «коллекции» разных видов транспорта — самолетов, автомобилей, парусников.

Подобные игры выпускаются и российскими предприятиями, у нас они называются «Мозаика» или «Головоломка». Мозаики помогают освоить композицию узора, получить красивые цветовые сочетания. Последние новости в мире паззлов — создание объемных моделей. Из тех же самых маленьких деталей можно собрать объемные «Альпийский домик», «Замок», «Собор Василия Блаженного», «Пизанскую башню», часовую башню «Биг-Бен» и другие архитектурные достопримечательности.

Головоломки

Не все же в куклы играть, надо иной раз и «голову поломать». Головоломки — как правило, готовые игрушки, выполненные из древесины или пластмассы, мелкого и среднего размера. Жалко, что уже мало кто из детей знает игрушку, которая в 80-е годы была признана «Игрой столетия». Это — знаменитый кубик Рубика, удивительная и очень увлекательная головоломка, общедоступное средство для тренировки ума и сообразительности.

Также к этой группе относятся: викторины, цилиндрики с шариками, которые надо выстроить по цвету или с частями картинки, которую нужно соединить, мозаики, «пятнашки», «змейки», «Загони шарик» и прочие подобные игры развивают интеллект, воображение, сообразительность, ловкость, упорство в решении игровых задач на основе образного, иногда логического мышления.

Их устройство часто требует от ребенка изобретения ранее неизвестных ему способов действия для достижения цели. Некоторые игрушки предъявляют детям задачи на сопоставление, удерживание в памяти необходимой информации, на опробование и выбор вариантов действий и т.п.

Используя несколько наборов данных игр, можно получать из них целые жанровые сцены и картины. Головоломка развивает пространственное воображение, геометрическое мышление.

 

Наш консультант — Светлана Леонидовна НОВОСЕЛОВА, доктор психологических наук, действительный член РАЕН, завлабораторией игры и развивающей предметной среды Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

Выражаем благодарность компании «Мир Барби» за предоставленные игрушки и материалы.