Переехать в новый дом - не поле перейти
Как справляли новоселье наши предки и как готовились к этому событию, что дарили, что дарят на данный момент - на все эти вопросцы мы попытались отдать ответы в данной для нас статье.
Новоселье - дело суровое
В старину чрезвычайно серьезно относились к новоселью. Наши предки старались селиться в домах, где уже жили люди. На этот счет люди даже выдумали пословицу: "Покупай шубу шитую, а избу житую".
Наши предки старались не строить дома на месте старенького дома, крайний владелец которого погиб, не имея родных, либо там, где старенькый дом был разрушен в итоге стихийного бедствия. Также не строили дома там, где до этого хоронили людей (т.е. на месте бывшего кладбища) и где ранее проходила дорога либо стояла баня.
Обширно всераспространен был обычай приносить жертву ради грядущего благополучия в новеньком доме. Обычно, таковыми жертвами становились жеребец либо петушок. "Строительная жертва" вроде бы передавала избе свою форму, помогала сделать из первобытного хаоса нечто уместно организованное. Так что "коньки" и "петухи" на крышах российских изб делали никак не "для красы".
Черепа жеребцов и петухов закапывали в ямку, над которой в дальнейшем будет размещаться или так именуемый "красноватый угол" - самое священное место в избе, где стояли иконы и проходили все благочестивые застолья, или под порогом, чтоб зло не смогло просочиться в дом.
Одно из часто встречающихся российских народных поверий, связанных с новеньким домом, утверждает, что новое жилье обязательно "возьмет" жертву из числа собственных жильцов. Для того чтоб этого не вышло, наши предки старались хоть немножко, но не достроить жилье. С данной же целью первыми впускали в дом кошку либо петушка, а те, кто побогаче, приглашали неправославных (евреев, германцев и др.).
Переехать в новейший дом - не поле перейти
В былые времена почаще всего въезжали в новейший дом лишь опосля того, как священник его осветит. Потом практически во всех деревнях хозяева переносили из старенького дома в новейший огонь, тем, желая, чтоб новейший дом был таковым же комфортным и теплым, как и старенькый и чтоб волшебная сила огня оберегала новейший дом от несчастий. Этот ритуал совершался к тому же для того, чтоб позвать в новейший дом домового, который, по поверью, ежели его не позвали с собой хозяева, будет продолжать жить в древнем доме, страдая и плача ночами.
Домовой, по народному поверью, являлся хранителем и охранником не только лишь самого дома, да и всех в нем живущих. Обитал он почаще всего у печки, обожал лошадок и кур, нередко ночами резвился, садясь на грудь сонным обладателям либо расхаживая в виде владельцев около дома. Наши предки верили, что домовые постоянно предупреждают их о грозящей угрозы, потому научились расшифровывать тайные послания домовых.
Так, считается, что ежели гремит домовой посудой - предупреждает о возможном пожаре, слышится плач домового - к горю и погибели. Ежели у трубы на крыше заиграет в заслонку - будет трибунал из-за какого-либо дела и обиды; обольет кого-нибудь ночкой - заболеет человек; подергает за волосы - к вероятной ссоре в семье меж женами и даже рукоприкладству. К радостям домовой скачет, песни поет, смеется; время от времени, подыгрывая на гребешке, предупреждает о свадьбе в семье.
В неких местностях домового наделяют семьей: доманя, супруга домового, живет в подполье, а домовенок, отпрыск, обитает совместно с папой около печки. Домовой не любит ленивых, потому обладателям, в доме которых грязно не комфортно, он будет всячески вредить. Зато, ежели хозяева трудолюбивы и чистоплотны, домовой, по народным поверьям, помогает и советом и делом вплоть до того, что мешает тайным грехам супругов.
В новейший дом первыми опосля священника (а время от времени и перед ним) входили кошка и петушок. Ежели кошка вела себя расслабленно и принималась обнюхивать незнакомое помещение, новоселы входили в дом с иконой и хлебом с солью. Ежели же петушок, зашедший в новейшую избу, кукарекал, означает жить в новеньком доме семья будет сыто и счастливо, - считали наши предки. В тот же день праздновалось и новоселье.