Российский сувенирный рынок
Весьма нежелательным и опасным для российских производителей рекламно-сувенирной продукции является попадание на отечественный рынок игроков западных стран.
Прежде всего, производство у них разносторонне развито, кроме того, они владеют собственными обширными базами и доступной рабочей силой из азиатских стран. Помимо всего этого, в распоряжении западных игроков находятся крупные склады и гораздо больший по сравнению с российскими производителями опыт работы, который составляет 40-50 лет.
Здесь также нужно учитывать тот факт, что крупные западные компании почти всегда получают поддержку от других больших и экономически развитых компаний, которые могут привлекать весьма дешевые ресурсы. Надо отметить, что множество фирм, занимающихся производством и продажей сувенирных изделий на территории России, на деле являются прямыми дилерами каталогов западных организаций и компаний. На сегодняшний день западные компании и компании, которые хотят использовать хорошие возможности российского рынка сувенирной продукции, предпочитают избегать любого посредничества и обходиться своими силами. В настоящее время они приходят на российский рынок, имея лишь собственные кабинеты по продажам, а также некоторые идеи, которые касаются налаживанию собственного производства на территории РФ. Некоторые специалисты весьма негативно оценивают сложившуюся ситуацию, и в своих прогнозах предрекают возможное исчезновение с российского рынка 30-50% русских сувенирных организаций и компаний в результате активной деятельности западных компаний. К таким прогнозам имеет смысл прислушаться, так как похожая ситуация на рекламно-сувенирном рынке уже возникала в постсоветское время в Чехии, Польше и Словакии, где рынок бизнес-сувениров очень уменьшился за короткое время.
Но, несмотря на такие безрадостные прогнозы, основное мнение все таки таково, что российский сувенирный рынок наполнен лишь на 25-30%, поэтому даже наличие на нем нескольких крупных западных компаний не вызовет ненужного перераспределения – места здесь хватит для всех.
Российский сувенирный рынок, так же, как и товарный, зависит только от веяний «моды». Известно, что все те «модные тенденции», которые имеются в товарном секторе рынка, всегда сказываются и на состоянии рынка рекламно-сувенирной продукции. При этом современную «сувенирную моду» задает именно Запад. В России, как правило, сувенирные «модные тенденции» долго не сохраняются (обычно несколько месяцев), потому заказчики либо находят для себя какие-то новинки, либо возвращаются к уже привычному каталогу маркетинговых сувениров, весьма распространенных и признанных на рынке. Что касается особых тенденций, то на сегодняшний день это различные «гаджеты», другими словами многофункциональные, сверхтехнологичные, оригинальные устройства и приспособления, такие как «ручка-указка-фонарик» или «ручка-отпугиватель для комаров с ультразвуком» и прочие новейшие изобретения.
В настоящее время возникла мода на VIP-подарки единой серии. К примеру, сначала компания дарит бизнес-партнеру один какой-нибудь VIP-подарок, потом другой в этом же стиле и т.д. Так, на Новый год можно подарить эксклюзивную подставку для сотового или мобильного телефона, на 23 февраля добавить к ней подставку для визиток, выдержанную в том же стиле, на юбилей компании – ежедневники, а на следующий праздник – специальный нож для резки бумаги и т.д. Весьма распространена и популярна тенденция под названием «конструктор», что на жаргоне русских «сувенирщиков» означает набор корпоративных сувениров, комплектуемый самим заказчиком. К примеру, если логотип компании выполнен в белоснежных и зеленоватых тонах, то корпоративным сувениром в данном случае будет оригинальный чайный набор, который будет состоять из белоснежной чашки, зеленоватого блюдца и зеленоватого чайничка в белоснежный горошек. Таким образом, этот корпоративный сувенир будут отражать в себе фирменные цвета компании.
Ольга Фомина