? 1 (40) ДЕКАБРЬ 2000 - ЯНВАРЬ 2001

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Александр Сараев, заместитель губернатора Красноярского края по экономике.
Бюджет как зеркало
экономической политики края
Родился в 1954 году в Омске. Закончил экономический факультет Томского государственного университета по специальности "экономист по планированию промышленности", аспирантуру Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова.
С 1982 года преподавал в Омском государственном университете, откуда перешел на работу в качестве заместителя главы администрации города Омска.
С 1993 по 1998 год работал заместителем губернатора Омской области по экономической реформе, председателем экономического комитета администрации Омской области, председателем комитета по управлению госимуществом г.Омска.
Кандидат экономических наук.
В марте 1998 года указом президента РФ ему присвоено звание "Заслуженный экономист Российской Федерации"
С сентября 1998 года - заместитель губернатора Красноярского края по экономике.

- Александр Русланович, вот уже второй год подряд бюджет края принимается вовремя. Давайте вспомним года минувшие, когда впервые был вынесен проект бюджета края и впервые прозвучал термин "бездефицитный". Многие тогда его называли жестким. Но прошло время, страсти поутихли и можно подвести некоторые итоги. Каковы они?

- Для начала давайте вспомним, как формировался бюджет до этого - в него просто-напросто сразу закладывался какой-то процент дефицита, но было совершенно неясно, из каких средств и дополнительных доходов он будет покрываться. В условиях экономической ситуации в России и в крае, когда происходил не рост, а даже сокращение реального сектора экономики, покрываться он мог только с помощью кредитов. Если учесть то обстоятельство, что край считается донорским, это были даже не федеральные ссуды, а по большей части кредиты коммерческих банков. В результате в 1999 году на покрытие задолженности банкам, накопившейся за предыдущий период, мы должны отдать около 682 миллионов рублей, что составляет 7 процентов краевого бюджета.

Не работал реальный сектор экономики, неясен был и срок предоставления краю федерального трансферта. В этих условиях планировать дефицит бюджета, не имея четких гарантий получения дополнительных доходов, означало вероятность его гашения с помощью очередного банковского кредита. Это для нас было неприемлемым - мы сомневались, что нам дадут деньги, с одной стороны, с другой - это привело бы к тому, что в 2000 году долг бы рос как снежный ком.

Кроме чисто экономического, есть еще и политический и нравственный аспект вопроса. По сути дела представленный в то время бюджет опроверг тезис наших оппонентов о том, что администрация края и его губернатор ведут себя как временщики. С точки зрения тактической гораздо проще было бы предложить Законодательному собранию дефицитный бюджет, в котором был бы удовлетворен максимум просьб.

- Говорилось тогда о том, что такой бюджет ухудшит положение дел в крае, приведет к социальной напряженности.

- Жизнь доказала обратное. В прошлом году у нас образовался профицит бюджета, в общей сложности, если рассматривать край в целом, - это 4 млрд. рублей, из них 2 млрд. 600 тысяч - непосредственно в краевой казне. Это произошло во многом потому, что бюджет был принят вовремя. Благодаря этому обстоятельству, мы смогли сконцентрировать средства на наиболее важных проблемах, рассчитать налоговые поступления, вовремя приступить к работе над социально значимыми программами, возможность их регулярного финансирования.

Принятый вовремя главный финансовый документ позволяет главам территорий, депутатам реально посмотреть на события и искать источники снижения расходов и увеличения доходов. А это значит, все статьи бюджета будут финансироваться не по остаточному принципу, а по полной программе.

- Наш профицит, похоже, не дает покоя Минфину? Как строятся отношения с этим ведомством?

- Наш профицит - головная боль чиновников Минфина. Они хотят забрать как можно больше из края. В этом году, с одной стороны, дефицит вынужденный, с другой - решили показать Минфину, что нельзя до бесконечности объедать донорскую территорию. В какой-то степени это политика по отношению к федеральной власти.

В расчетах Минфина к Красноярскому краю применялся коэффициент 1,236. Это значит, что наши расходы по сравнению со среднероссийскими увеличивались в 1,236 раза. Теперь увеличиваются в 1,618. У нас действует 58 федеральных программ, а их финансирование шло лучше, чем в среднем по России. Нашим чиновникам удалось убедить Минфин увеличить сумму расходов в крае почти на 30 процентов. Это, кстати, также помогло созданию профицита - он появляется не только благодаря внешним экономическим факторам - только упорная работа может привести к хорошим результатам.

- Каковы принципы формирования бюджета, его расходной части?

- При формировании расходной части мы исходим из понимания равной необходимости всех статей расходов. И еще: бюджет обязан быть социально направленным, а основные статьи расходов, такие, как зарплата, медикаменты, питание и некоторые другие, являются защищенными статьями, финансируются они в полном объеме.

Наша задача, и моя, как чиновника, отвечающего за бюджет, и администрации вообще - через бюджет выразить свою экономическую политику. Как формировался проект данного бюджета? Все шло вроде бы нормально. Но в августе мы узнали, что самый собираемый налог - НДС - от нас забирают. Было три регулирующих налога: налог на прибыль, НДС и подоходный. Осталось два - нас на треть лишили финансовой маневренности, и уже даже поэтому мы должны говорить о дефицитности бюджета.

Зато наш край - один из первых регионов, где стал действовать налог на вмененный доход. Я отвечал за его разработку, депутаты поддержали. За время действия этого закона в крае возникло более 14 тысяч предпринимателей. Значит, мы на верном направлении, если введение налогов способствует предпринимательской деятельности.

- И все же, если сравнивать бюджет 2001 года с прошлогодним, каковы его особенности?

- В строительный комплекс мы вкладываем почти в 2,5 раза больше, чем в прошлом году, в транспорт и связь - в 2,96, жилищно-коммунальное хозяйство - в 3,58, сельскохозяйственное производство - в 1,5. При этом все эти средства, за исключением части ЖКХ, возвратные. Кроме того, существует такой феномен: увеличивая расходы на социальную сферу, мы тем самым увеличиваем доходы бюджета. За счет увеличения объема государственных закупок. Вот в этом бюджете он увеличен почти в 1,6 раза. Это закупки продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, различного оборудования. 90% этого закупается в крае. А это налоги, рабочие места.

В бюджете 2001 года предусмотрены гораздо большие вложения в социальную сферу: в культуру - в 2,26 раза больше, чем в прошлом году, в здравоохранение - в 2,05, в образование - в 1,88. Причем если взять нормативы Минфина, то по краю в образование мы вкладываем на 4 млрд. рублей больше, чем нам планирует Минфин. На 67 млн. больше вкладываем в культуру, на 331,6 - в соцзащиту.

- Главный итог вашей работы - продуманный, вовремя принятый бюджет. Над чем еще вы работаете?

- Вторым крупным направлением является формирование экономического развития края на среднесрочную, долгосрочную перспективы. Мы уже сегодня должны думать о будущем, закладывать фундамент на завтра-послезавтра. Губернатор в 1999 году принял постановление о разработке концепции развития края на 10 лет. Я думаю, что к марту мы получим первый вариант этого документа, который обязательно доведем через прессу до жителей края.

- Александр Русланович, хотя этот вопрос не имеет отношения к теме нашего сегодняшнего разговора, хотелось бы его задать. Некоторые упрекают действующую администрацию в том, что в администрацию пришли люди, не знающие края, не обладающие достаточным опытом управленческой работы.

- В экономику вернулась государственная власть. В начале 90-х годов в экономике края процветал либерализм. Власть полностью устранилась от управления экономическими процессами. Достаточно сказать, что было 132 фирмы по поставке лекарств, а картошка в Норильск завозилась с Кипра.

На фоне того криминала, про который все как бы знали, но который "формализуется" только сейчас, это же было благом, что приехали люди без неких "корпоративных" связей. То, что они не знали местную конкретику и специфику, с одной стороны, конечно, плохо, но, с другой стороны, являлось гарантией невовлеченности в местные "клубы по интересам". Сейчас, когда ситуация уже устоялась и новая команда хорошо ориентируется в местных корпоративных отношениях, приход в нее специалистов, давно работавших в крае, - это, конечно, благо.

- Александр Русланович, и все-таки вернемся к нашему разговору об итогах года.

- Пожалуй, трудно, да и, наверное, не имеет смысла перечислять все, что делалось и делается. Это - различные прогнозы социально-экономического развития края на 2001 год и на период до 2003 года. Велась работа над соглашением о социально - экономическом сотрудничестве администрации Красноярского края и Красноярской железной дороги на 2000 год. Работали над проектом краевого Закона "О минимальных краевых государственных социальных стандартах в отдельных отраслях социальной сферы Красноярского края", над проектом целевой программы "Мероприятия по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов на 2001-2002 годы". Делаем анализ финансово-экономического состояния предприятий с государственной формой собственности, разработали предложения по их эффективному управлению.

Подготовлены 22 нормативно-правовых акта, межрегиональное соглашение между администрациями Красноярского края и Кемеровской области по развитию железорудной базы, которое подписано в марте прошлого года. Соглашением предусмотрено развитие предприятий ОАО "Краснокаменское рудоуправление" и ОАО "Ирбинское рудоуправление".

ГУРЭП выступило координатором и приняло участие в подготовке Соглашения между администрацией края и АО "КАМАЗ", в результате создана структура АО "Торговый дом "КАМАЗ". Его задача - обеспечение полнокомплектными автомобилями марки "КАМАЗ" потребителей края с доукомплектацией прицепной техникой ОАО "КЗАП". Совместно с администрацией Зеленогорска рассматривали предложения ОАО 'Концерн "Ростекстиль" и австрийской фирмы Lenzing по загрузке производства ОАО "Сибволокно" с целью сохранения в крае мощностей по выпуску химических волокон и нитей, составляющих основу сырьевой базы текстильных предприятий края - ОАО "Шелен", ОАО "Кантекс".

Совместно с Главным управлением социально-экономического развития села готовили предложения и экономические обоснования в проект краевого бюджета на 2001 год "О предоставлении государственной поддержки производства мяса свиней для сельскохозяйственных товаропроизводителей".

Велась работа по трехстороннему Соглашению между администрацией Красноярского края, Советом федерации профсоюзов Красноярского края и Союзом товаропроизводителей края по регулированию социально - трудовых отношений, по распределению средств краевого бюджета на поддержку фермерских хозяйств, по оперативному решению вопросов, связанных с кредитованием, финансированием крестьянских (фермерских хозяйств), по выводу ГУП "Уярский мясокомбинат" из кризиса, по выработке антикризисных мер для стабилизации работы ОАО "Малиновский свинокомплекс" и др.

Подготовили Закон Красноярского края "О государственной поддержке бытового обслуживания населения в Красноярском крае". Сформировали комплексную программу развития бытового обслуживания населения в крае на 2001-2003 годы.

Внесли изменения и дополнения в федеральные Законы "Об акцизах" и "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" и отправили их на рассмотрение в правительство РФ. А вообще заниматься перечислением работа неблагодарная.

- Александр Русланович, прошло более двух лет с тех пор, как вы работаете в крае. Каковы впечатления?

- Наш край не полюбить нельзя, и я, конечно, за эти два с лишним года его полюбил. Я посетил 31 территорию края. Надо бы объехать все, но просто физически не хватает времени. Но сделаю это обязательно. Если бы администрация края ставила только цель - не развалить, сохранить то, что имеется, это было бы неверно. Мы должны ориентироваться только на экономический рост. Работы впереди много. Работы большой, творческой, интересной. Хочу пожелать в наступившем году новых открытий и, прежде всего, чтобы то, что не удалось сделать в прошлом веке, в этом обязательно бы получилось.

 

Вопрос месяца

2000 год называют годом стабилизации экономики России.

Каким он был для красноярцев?


На наш вопрос отвечают:


Александ Коновальцев, генеральный директор Красноярской биржи "Тройка".


Сергей Гуров, глава города Канска.


Джонсон Хагажеев, генеральный директор ОАО "Норильская горная компания".


Антон Энгель, директор Красноярского филиала "Банка Москвы".


Леонид Адашкин, управляющий Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.


Игорь Ноздрин, внешний управляющий ОАО "Красноярский ЦБК".


Артемий Теричев, коммерческий директор представительства компаний АйТи в Красноярске.

архив номеров

ноябрь, 2000 октябрь, 2000 сентябрь, 2000 июль-август, 2000


 о журнале

 о редакции


Copyright 2001
ИД "Миллион"

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"

Создание и поддержка сайта



 Наши партнеры:

 

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик: