Премьеры этих спектаклей отмечены нестандартным, оригинальным взглядом художника, совмещающего в своем поиске лучшие традиции отечественной и зарубежной хореографии, в удивительном сочетании классики, фольклорной стилизации и элементов пластического авангарда XX века.
И вот, наконец, новый спектакль, премьера которого одним только названием, жанровой метаморфозой вызвала множество вопросов и сомнений, восторгов и ликований публики, а также значительной части театроведческой критики.
В афише Красноярского театра оперы и балета яркими, алеющими буквами обозначен "КонТУРданс" или "балетный дивертисмент в двух частях". Местная пресса метко назвала это явление "третьим пришествием Боброва", вероятно, подразумевая за этим черты обновления репертуара, будоражащие любопытство зрительской аудитории, всегда нестандартное решение художественной идеи спектакля.
Удивленный читатель, как, впрочем, и театрал, реагирует на "КонТУРданс" мгновенно, вызывая в своем сознании привычные метафоры и ассоциации - "путешествия", "состязания", "очертания-рисунок", "гастрольное турне" - и будет по-своему прав.
В каждом перевертыше этого слова - суть спектакля, в основе которого читается целая эпоха Русского Балета, "очерчивающая" свой путь от проектов выдающихся хореографов столетия - М.Петипа, В.Вайнонена, А.Горского - к современной лексике Р.Захарова, Ю.Григоровича, С.Боброва.
В двухчастной композиции спектакля постановщик словно выстраивает некую модель "превращений" Танца, предлагая зрителю игру в манере итальянской "комедии масок". Так, на сцене помимо привычного, традиционного ряда концертных номеров, блестяще исполненных солистами труппы, появляются персонажи - маски. Это и оригинальный эпатирующий конферансье - Фрак (А.Зевин), и ведущий спектакль, одновременно управляющий аплодисментами центральный персонаж "гротескового шута" (А.Зубков), частенько соревнующийся с дирижером (А.Юдасин). В калейдоскопе танцев весь мир "возвышенного и земного" - мир любовно-томительных грез (Адажио из балета "Спартак" - народный артист России А.Куимов, А.Юхимчук), жгуче-страстных желаний (Цыганский танец из балета "Русское Рождество" - С.Дауранова), романтической взволнованности чувств (Гранд па из балета "Дон Кихот" - Н.Хакимова, А. Асиньяров) и некой "странности игры" (стилистические перевертыши музыки Россини, Боккерини и Моцарта). Из реального мира на сцене существует Фотограф (Ю.Чуланов), словно некий "дух времени", пытающийся забавной фотокамерой остановить цепь "прекрасных мгновений". Ведь каждый танец словно маленький стоп-кадр века минувшего заставляет оглянуться в прошлое, чтобы в новом веке, тысячелетии возродить лучшее в неповторимом облике.
Загадочный мир сцены (художник-постановщик Д.Чербарджи) предлагает зрителю ощутить всю трехмерность и некую сюрреальность атмосферы - восемь прозрачных колонн с кружевными капителями создают эффект открытого мира: небесный свод и постоянно меняющаяся световая партитура (художник по свету - А.Кельганов) создают прием размыкающейся сцены. Нет стен, нет закрытого квадрата театра - а есть мир, похожий на сверхсознание бельгийского художника Рене Магритта.
"КонТУРданс" - это прежде всего яркий карнавал с необыкновенными костюмными превращениями, танцевальными каламбурами, с птицами, невероятными сценическими "перевертышами" в манере острословного Даниила Хармса и чудаковатого фантазера Льюиса Кэрролла.
Думается, что этот спектакль станет яркой "визитной карточкой" труппы театра, в котором прекрасно сочетаются лучшие традиции современного балета и вдохновенного полета фантазии.