Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступит в силу уже с 1 июля этого года. Однако до сих пор большинство автовладельцев высказывает открытое недоверие к предстоящему нововведению. В обществе бытует мнение о том, что закон начнет работать не в полную силу, и даже есть слухи о возможном его переносе. За разъяснением ситуации мы обратились к председателю президиума Российского Союза автостраховщиков, генеральному директору СК «Согласие» Игорю Николаевичу Жуку.
Президент подписал закон еще 25 апреля 2002 года. За это время не возникло ни одного обоснованного прецедента, позволяющего перенести сроки либо отменить закон. На мой взгляд, главная причина слухов об отмене закона кроется в том, что сегодня правительством пока не утверждены тарифы и правила страхования. Ситуация напряженная, хотя до вступления закона в силу осталось чуть больше трех месяцев.
Что касается высказываемого недоверия к страхованию автогражданской ответственности. У страховщиков нет сомнения: это необходимый механизм защиты имущественных интересов населения. Но почемуто многие на российском страховом рынке его внедрение связывают с большими трудностями. Обязательное страхование автогражданской ответственности по опыту других стран показывает, что это длительный процесс. В России же культура страхования практически отсутствует. По статистическим данным в процесс страхования у нас вовлечено лишь 15 процентов населения. Люди просто не верят страховому отечественному бизнесу, поскольку им никогда еще не приходилось платить деньгами за собственный риск. Однако другой альтернативы у нас нет. Государство сегодня не способно обеспечить каждому пострадавшему в дорожнотранспортном происшествии должную денежную компенсацию.
Игорь Николаевич, кому принадлежит главная роль в принятии закона Министерству финансов, государству или страховым компаниям? И кто от этого выигрывает?
Инициаторов принятия этого закона достаточно много. Но главными, чьи интересы защищаются данным законом, являются сами владельцы автотранспортных средств и третьи лица, которым может быть причинен вред при эксплуатации этих средств. Ведь ни для кого не секрет, что обстановка в стране тревожная в связи с традиционно плохими дорогами и резко возросшим в последнее время количеством автомобилей. Каждый год в России в результате ДТП гибнет более 30 тысяч человек! Количество пострадавших достигает 200250 тысяч человек. При этом ежегодно их число увеличивается процентов на 15. Страдают люди, причиняется ущерб транспортным средствам. Сразу же возникает вопрос возмещения ущерба. А с виновными должны разбираться структуры, которые компетентны в этих вопросах, то есть страховые компании, которые будут оплачивать данный ущерб. В этой ситуации я бы сказал, что департамент страхового надзора, Министерство финансов и страховые компании выступают не инициаторами, а скорее исполнителями этого закона. Проблема возмещения ущерба ложится на плечи страховых компаний. Для них внедрение закона лишь способ завоевать доверие потенциальных клиентов. Если закон заработает, и люди поймут, что их не обманули, появится реальная возможность развивать рынок страхования и дальше: имущественные виды страхования, ответственности и личное страхование. А пока для страховщиков главным вопросом остается доверие населения.
Сегодня возникает много вопросов о необоснованности тарифов, предлагаемых коэффициентах и суммах страховой ответственности. Многие в этом видят только прибыль страховых компаний, а большинство автовладельцев рассматривает новый закон как дополнительный налог.
Безусловно, такое есть. Это самый сложный вопрос, поскольку касается личного кармана каждого автовладельца. Ведь, как известно, большинство автовладельцев никогда не страховали свои транспортные средства, и любой тариф они рассматривают как дополнительную плату.
Что касается обоснованности тарифов. Страховщиками были проведены актуарные расчеты с использованием существующей статистики по ДТП. Конечно, статистических данных при существующем охвате страхованием транспортных средств по стране недостаточно, чтобы принимать обоснованные, окончательные тарифы. Их, согласно закона, можно изменять раз в полгода. Как показывает мировой опыт, только в течение трех лет формируется та статистическая база, которая позволяет установить конкретные тарифы.
В среде противников введения закона бытует мнение о баснословных прибылях страховщиков. На самом же деле для профобъединения страховщиков автогражданская ответственность совсем не средство добывания больших денег. Наоборот, есть серьезные опасения, что какоето время им придется работать себе в убыток. Ни для кого не секрет, что с 1 июля не все автомобилисты пойдут страховаться. Значит и компенсационный фонд будет полупуст. Но по закону с 1 июля в любом случае, если произойдет ДТП, и виновник будет не застрахован или скроется с места происшествия, платить возмещение пострадавшим все равно придется страховым компаниям из компенсационных фондов. Если страховые компании не используют в полном объеме полученные деньги, то они все равно не смогут их потратить, как говорится, «на себя». Для этого в законе предусмотрены определенные ограничения.
На ваш взгляд, какие недоработки есть в законе, может чтото нужно изменить, исправить уже с учетом прошедшего времени?
Минусы, конечно, появляются. Многие положения закона не совсем понятны массовым потребителям. Беда закона в том, что его принятие потребует изменения очень многих нормативных актов и документов других министерств и ведомств. Я бы сказал, что в целом это не недоработки самого закона, а в большей степени минусы того правового пространства, в которое закон попал. Поэтому невозможно в нынешнем пространстве, где главенствует некий нигилизм к страхованию, сделать закон, который бы устроил всех и был бы идеальным. Нужно время. Главное есть идея и идея, на мой взгляд, правильная. Есть те, кто готов ее воплощать в жизнь. А механизмы и детали, я надеюсь, нам удастся доработать в течение полуторадвух лет.
Готова ли сегодня СК «Согласие» к работе по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств? Какие мероприятия проводятся в этом направлении?
Как только будут приняты тарифы, нашей компании потребуется еще порядка двух месяцев, чтобы завершить начатые подготовительные мероприятия. Сейчас ведется работа не только по подготовке полисов страхования, но и обучению сотрудников компании, а также оснащению компьютерной техникой наших офисов. Мы открываем дополнительные точки и офисы продаж в крупных городах. Только в Москве, к примеру, в течение полугода было открыто пять новых пунктов, где будет продаваться полис обязательного страхования автогражданской ответственности.
На какие позиции в рейтинге среди страховых компаний, которые будут заниматься АГО, вы рассчитываете?
Мы должны охватить около 5 процентов страхового рынка. Много это или мало пока трудно сказать. Однако девиз нашей компании в этом виде страхования не быть лидером и не набирать как можно больше страховых полисов, а главное сохранить доверие страхователей. Мы бы хотели быть в числе тех компаний, которым население доверяет. Это самый главный элемент страхования.