Многие люди, наверняка, помнят некогда популярный фильм «Дуэнья» с замечательными актерами в главных ролях. Кое-кто читал одноименную комедию Шеридана, по которой снят этот фильм. А слышали ли вы оперу «Обручение в монастыре», которую композитор Сергей Прокофьев написал на сюжет комедии? В самое ближайшее время Красноярский театр оперы и балета предоставит всем такую возможность.
Приближается день премьеры, которую театр обещал своим зрителям еще в начале юбилейного сезона. В марте театр представил оперу «Обручение в монастыре».
У зрителей слово «премьера», как правило, ассоциируется с праздником, с освещенным огнями театром, вечерними нарядами и, конечно, ожиданием нового, интересного.
О том, как сложен путь от замыслов до премьеры, мы практически не задумываемся, да и нужно ли это? Всем известно, что премьерным афишам и праздничной иллюминации всегда предшествует кропотливый труд. Расскажем о том, как театр готовился к премьере, каков новый спектакль.
«Дуэнья» (это второе название оперы) занимает особое место в творчестве композитора. Особое потому что это первая лирико-комическая опера в истории русского музыкального театра. Лирика и юмор две основные сферы этого произведения. В этой опере все время ощущается добродушная улыбка автора, который насмешливо, остроумно и вместе с тем тепло подтрунивает над жадностью, самовлюбленностью, расчетливостью и пронырливостью. В жизни каждого человека бывают периоды, когда, чтобы выжить, нужно придумать себе сказку. Оперу «Обручение в монастыре» Прокофьев написал из потребности избавиться от агрессии окружающего мира (он писал ее летом 1940 года). Композитор смог понять насущную необходимость того времени и дня сегодняшнего, создал оперу, увлекающую своей жизнерадостностью, духом молодости, ритмами стремительной и шумной человеческой жизни. О чем спектакль? Конечно, о любви, молодости, о том, что каждый должен и может быть счастлив. «Обручение в монастыре» история, которая рождает желание жить. В этой опере даже отрицательные герои вызывают огромное количество положительных эмоций.
Над спектаклем работает талантливый постановочный коллектив: музыкальный руководитель и дирижер главный дирижер театра заслуженный артист России Анатолий Чепурной, режиссер-постановщик Владимир Гурфинкель (Санкт-Петербург) знакомый красноярским зрителям по спектаклям, идущим в драматическом театре и театре музыкальной комедии. Художник Ирэна Ярутис (Санкт-Петербург), хормейстер Наталия Буш и другие.
Несколько слов о премьере я попросила сказать музыкального руководителя и главного дирижера театра заслуженного артиста России А. Чепурного:
Опера Прокофьева ставится на сцене нашего театра впервые. Мы с огромным удовольствием прикоснулись к его мелодике и стилю. Музыка этого композитора богатейший полифонический мир с яркой театральной оркестровкой, которая великолепно характеризует каждый персонаж. Опера дает прекрасные возможности для исполнителей. В ней заняты как молодые солисты, так и корифеи нашего театра. В новой постановке есть все, чтобы она смогла стать популярной у зрителя и яркая, выразительная музыка, и запоминающиеся мелодии, и прекрасная работа художника Ирэны Ярутис, и необычная режиссерская постановка Владимира Гурфинкеля. Опера полна смеха, юмора и неожиданностей.
Нужно сказать, что при всей своей веселости, кажущейся легкости для постановки, опера довольно сложна. Ведь музыка Прокофьева очень неодносложна и требует особого исполнительского мастерства. Поэтому для любого театра наличие в репертуаре оперы этого композитора показатель высокого профессионального уровня. Надеемся, что наша репертуарная афиша пополнится еще одним оперным спектаклем, который будет любим зрителями.
Режиссер-постановщик Владимир Гурфинкель говорит о своем новом спектакле:
Ничего в мире не меняется. Столетия назад и миром правили и будут править деньги и любовь. Только, к сожалению, любовь становится все менее дерзновенной. Человечество научилось «окультуривать» свои страсти и разводить вино водой. Как-то меньше стало рыцарских поединков, и чувства влюбленных все реже журчат поэтической строкой. Не часто тишину ночи пронзает звук серенады, льющийся к балкону Прекрасной Дамы&
&Сереют улицы. Становятся серыми дома. По серой жизни суетливо снуют серые люди. Но иногда вдруг по улице, как некий пришелец, идет человек и светится. Он не способен скрыть счастье он влюблен! Слишком громко звучат кастаньеты его сердца, и нет сил это скрывать. Любой счастливый человек становится похож на героев прошлых поколений, когда жизни и судьбы вверялись страсти, когда понятия «честь» и «любовь» были неразменной монетой, когда жили пафосом чувств и не стыдились этого!
Великий Шеридан подсмотрел в своем семнадцатом веке сюжет бессмертной «Дуэньи». Гений Прокофьева в веке двадцатом услышал музыку «Обручения в монастыре». А мы в своем жестоком двадцать первом тоже не способны жить без любви!
В год своего юбилея театр не только принимает подарки, но и сам дарит их своим зрителям. Одним из таких подарков стала премьера.
Людмила УСАЧЕВА.