В конце февраля в Красноярске состоялось очередное заседание глав участников ассоциации Сибирское соглашение. По приглашению главы Сибирского федерального округа Леонида Драчевского в работе форума принял участие и генеральный директор страховой компании «Росгосстрах» Рубен Карленович Варданян.
Рубен Карленович, какова цель вашего визита в Красноярск?
Одна из главных причин это личное знакомство с работой подразделений РГС в Красноярском крае. Необходимо оценить и понять слабые и сильные стороны работы наших дочерних предприятий. Когда мы все это проанализируем, появится ясная картина того, что необходимо изменить, улучшить и куда двигаться дальше.
Вторая причина, конечно же, участие в заседании ассоциации Сибирское соглашение, где наряду с другими вопросами были рассмотрены и проблемы страхового рынка как российского, так и краевого.
Есть ли какаято специфика, интересные особенности для работы РГС в Красноярском крае? Как вы оцениваете позиции Росгосстраха в Красноярске?
Я бы хотел отметить, что главная заслуга САО «РосгосстрахКрасноярск» и, в частности, ее генерального директора Любови Георгиевны Кольцовой в том, что удалось стабилизировать ситуацию. Пока компания считается в системе РГС крепким середнячком. Однако мы уверены, что у нее большое будущее. У нас очень серьезные планы как в Красноярском крае, так и во всем Сибирском федеральном округе. Как известно, РГС представлена в 14 из 16 субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ. В скором времени мы планируем открыть представительство в Эвенкийском и УстьОрдынском Бурятском автономных округах.
Рубен Карленович, как вы охарактеризуете нынешнее состояние рынка страховых услуг в России? Каковы его перспективы?
Объем страхового рынка в России просто несопоставим с объемом страховых услуг на развитых рынках. Основная проблема для страхового рынка России низкая культура страхования в целом, связанная с низким уровнем доходов населения. В результате сегодня только 15 процентов взрослого населения РФ страхуются или готовы страховать свое имущество, что несравнимо ниже среднеевропейского уровня. К этому можно добавить отсутствие или слабое развитие отдельных страховых продуктов, а также низкую капитализацию индустрии. И, к сожалению, все это очень сильно отражается на судьбах людей. В прошлом году Россию накрыла волна техногенных и природных катаклизмов. Местные власти изыскивают из своих бюджетов скудные средства пострадавшим, а МЧС организует частичное восстановление разрушенного и то лишь, если событие «прозвучало» на всю страну, в противном случае о пострадавших никто и не вспоминает. А ведь ущерб должны возмещать страховые компании. Как правило, за рубежом власти и не задумываются о выплатах пострадавшим от стихийных бедствий. Не застраховался сам виноват. И все это знают.
Но ведь культура страхования на Западе создавалась десятилетиями. У нас же само слово «страхование» ассоциируется еще со словом «страх»&
Но и в России есть страховая культура. Система госстраха обеспечивала страхование и физических, и юридических лиц. Что касается самого слова «страхование» в переводе английский термин «insuranсe» означает «защита». Эквивалент подобрать непросто, но есть такое, к сожалению, забытое и вышедшее из обихода русское слово оберег. Оно как нельзя лучше отражает суть того, что делает индустрия страхования.
Рубен Карленович, как на ваш взгляд можно переломить сложившуюся ситуацию?
Вопервых, это зависит от государства. Оно должно, используя экономические рычаги, простимулировать налоговые механизмы, поощряющие сбережения в форме накопительного страхования. Улучшение макроэкономической ситуации и растущая стабильность создают условия для быстрого расширения рынка страхования жизни.
Вовторых, государство и бизнес должны проводить разъяснительную политику среди населения. Я думаю, что нам придется потратить много времени и сил, чтобы объяснить населению почему надежные страховые услуги, чье качество соответствует их цене, выгодны страхователям. И посредниками между ними, и населением должны выступать СМИ. Они должны выполнять разъяснительную функцию. Но только объяснить мало. Правительству и страховым компаниям нужно вместе завоевать доверие населения, пробудить желание долгосрочного сотрудничества, что очень важно в страховом бизнесе. Этот элемент был нарушен экономическими катаклизмами 90х годов. Сейчас для нас очень важно его восстановить.
И последнее внедрение некоторых обязательных видов страхования. Очевидный факт, подтвержденный мировой тенденцией, некоторые виды страхования стимулируются законодательно. Пример тому внедрение в этом году закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Если этот вид страхования будет развиваться благополучно, он укрепит доверие населения к страховщикам. В противном случае вместо золотого дождя, которого ожидают в ближайшей перспективе на страховом рынке, мы увидим волну банкротств.
Вы сказали, что одним из механизмов воссоздания страхового рынка может и должно стать введение некоторых обязательных видов страхования, таких как АГО. Однако сегодня многие аналитики уже подсчитали, что «автогражданка» не так уж и выгодна для страховых компаний, а на первоначальном этапе могут быть и большие потери, связанные не только с неурегулированными тарифами, но даже с банальным мошенничеством?
Сказать сегодня точно будет это хорошо или плохо нельзя. Это гадание на кофейной гуще. Одно можно точно сказать нужно войти в эту систему, поработать и только тогда можно будет делать какието выводы. Конечно, у нас есть опасения, что и тарифы, и коэффициенты, предложенные Минфином, сделают эту систему убыточной. ОС АГО только кажется сладким пирогом. Судя по опыту Восточной Европы, уровень выплат по данному виду страхования очень высокий выше 90 процентов. Таким образом, основной задачей будет не продажа полиса, а урегулирование убытков. Поэтому очень важно иметь правильно выстроенную систему и эффективный механизм урегулирования убытков. Однако, чем хорош этот закон? Он заставит страховые компании работать более эффективно, а именно вкладывать серьезные средства в развитие бизнеса. К сожалению, есть и слабые стороны в законе.
Мошенничество тоже не исключено. Даже в таких странах, как Англия и Америка, где АГО развито и работает не один десяток лет, уровень правонарушений в этой сфере составляет порядка 1015 процентов от общего уровня застрахованных машин. Мы считаем, что в процессе подготовки к вступлению в силу закона предстоит разрешить множество проблем. Мы прекрасно понимаем весь груз ответственности Росгосстраха в данном проекте и надеемся, что сделаем все необходимые шаги до 1 июля 2003 года.
Какие страховые услуги будут приоритетными в следующем году? Будет ли развиваться долгосрочное страхование? Ведь опыт по этому виду страхования у Росгосстраха большой.
Сегодня Росгосстрах имеет лицензию Министерства финансов РФ на 76 видов страхования. Пока мы не планируем увеличивать наш ряд страховых продуктов. Другое дело часть из них нужно модифицировать. Сегодня мы выбрали приоритетные направления, по которым намерены работать. Первое обязательное страхование автогражданской ответственности и КАСКО. Второе страхование имущества граждан. Третье долгосрочный вид страхования страхование жизни, а также перспективное направление пенсионное страхование.
Росгосстрах позиционирует себя на рынке как социальная компания. В первую очередь это связано с работой по компенсационным выплатам. В этом году программа будет продолжена, и каковы объемы привлеченных средств?
Это очень важное направление. Судите сами: на 1 января 1992 года более 52 миллионов граждан РФ имели договоры страхования с Государственной страховой компанией на общую сумму взносов 29,4 млрд. рублей. Взносы этих граждан признаны государственным долгом. Организация выплат предварительных компенсаций одно из важнейших направлений деятельности РГС. В прошлом году было выплачено компенсаций на сумму 1,26 млрд. рублей, в том числе в Сибирском федеральном округе 260 тысяч граждан получили 176,9 млн. рублей. В этом году планируем выплатить компенсацию 5 млн. человек в сумме 3 млрд. рублей, в том числе в Сибирском федеральном округе 600 тысяч человек получат 400 млн. рублей. Каждый год все больше людей молодого возраста вовлекаются в этот процесс. Каждый год дата сдвигается. И одна из тем, которую мы обсуждали с губернаторами, заключалась в том, что выплата предварительной компенсации это проект, направленный на социальную защиту малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан. Чтобы эта программа была реализована как можно скорее, важна поддержка региональных властей. Мы уже договорились с некоторыми губернаторами о том, что подпишем специальное соглашение, которое будет регулировать процесс выплат.
Софья АНДРЕЕВА