НАЧАЛО ПУТИ
7 апреля 1939 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление о начале строительства аффинажного завода в г. Красноярске. Для его реализации потребовались в первую очередь высококвалифицированные технические специалисты. Формирование кадров легло на плечи главного инженера завода доктора технических наук Юрия Николаевича Голованова.
В конце 1942 года одним из первых специалистов на завод прибыл талантливый инженерхимик и металлург, выпускник Московского института цветных металлов и золота, капитан НКВД Николай Степанович Селиверстов. Вслед за ним прибыли эвакуированные специалисты, имевшие опыт работы в других отраслях: Е.А. ШансонБавыкина из Ленинграда, А.П. Пашкова из Тырнауза с командой из 10 человек, С.Н. Федоров и К.А. Кочнева из Свердловска. В начале 1943 года на завод прибыли первые выпускники Уральского индустриального института (Н.К. Асланова, С.А. Каримова, Ю.Д. Лапин и др.), а также выпускники Щучинского металлургического техникума (Д.Ф. Егорова, Е.П. Прокопович, Е.Г. Ольхова и др.).
На втором этапе нужны были высококвалифицированные научные кадры, способные осуществить разработку новых технологий, организовать исследования и передать молодежи свои знания. Поиски таких специалистов начались среди поднадзорных НКВД. Специалистов разного профиля и направления из лагерей и тюрем страны прибывало достаточно. Они распределялись по разным подразделениям завода в зависимости от профиля их знаний. Здесь были ученые химики, физики, металлурги, проектировщики, строители и другие. Часть людей была расконвоирована, другие переводились в ИТЛ завода. Так в течение 194243 годов в группу исследователей по извлечению платины, палладия и их аффинажу, которую возглавлял Н.С. Селиверстов, влились ученые И.Я. Башилов, Р.А. Мюллер, В.В. Недлер, А.Н. Федорова, В.К. Кострыкин, М.А. Явнель, С.М. Анисимов и другие. Это были крупные ученые доктора и кандидаты наук, бывшие руководители институтов, заведующие кафедрами и лабораториями НИИ и вузов. Все они стали первыми сотрудниками центральной заводской лаборатории, в которую вошла и часть молодых специалистов, окончивших вуз и техникум. Немало сделали для организации на заводе сильного научноисследовательского подразделения сотрудники ИОНХа АН СССР: академик М.И. Черняев, профессора О.Е. Звягинцев, В.В. Лебединский, А.М. Рубинштейн, Н.К. Пшеницин.
В начале становления очень много внимания уделялось учебе. Лекции и занятия проводились непрерывно и на всех уровнях, начиная с директорского. Со временем Н.С. Селиверстов передал свое научное подразделение М.А. Явнелю. В составе ЦЗЛ были созданы два отделения химикоаналитическое (Е.А. ШансонБавыкина) и научноисследовательское (И.Я. Башилов). Научные лаборатории возглавили В.В. Недлер, С.М. Анисимов.
Все эти ученые заложили основы заводской науки, обучив заводских инженеров и рабочих относиться к работе творчески. Это стало основой непрерывного технического прогресса на протяжении всей истории завода.
ПЕРВЫЙ КАНДИДАТ НАУК
Григорий Еремеевич, вами прожита большая и насыщенная уникальными событиями жизнь. Вам пришлось стать участником и очевидцем становления науки на заводе цветных металлов, работать в разных вузах города, создавать лабораторию в Институте физики СО АН СССР. И сейчас вы продолжаете свой научнопреподавательский труд в школьной лаборатории. Вспомните, как все начиналось на заводе.
Да, моя память сейчас проявляет удивительные свойства. То, что было давно, я ясно и просто вспоминаю, а вот сиюминутное иногда с трудом.
Итак, когда я прибыл в Красноярск, был удивительный яркий весенний день. Встретил меня деревянный железнодорожный вокзал, затем ледовая дорога через Енисей. Завод поразил меня большими заборами с колючей проволокой. Вообще на правой стороне было огромное количество заборов с колючей проволокой. Но на самом заводе меня встретили доброжелательно. Поселили в холостяцкую комнату, в которой жил Юра Лапин. Это был выпускник нашего вуза, но он окончил его годом раньше меня и поэтому на заводе уже считался большим человеком. Завод ликовал по поводу выполнения месячного плана. Как сейчас помню, было выдано 160 кг порошка. На работе мне предложили пойти в ЦЗЛ в научноисследовательскую группу В.В. Недлера. Люди в лаборатории были доброжелательные, в основном это была молодежь, но были и люди в возрасте. Потом я узнал, что некоторые из них были репрессированными и отбывали различные сроки наказания. Выяснилось, что здесь снова нужно учиться, слушать лекции, ходить на занятия. Несмотря на то, что я, как металлург, писал и защищал диплом по норильской теме, здесь мне пришлось заняться физикой.
Директором завода в то время был М.И. Гутман. Он был крепким, широкоплечим мужчиной, ходил в кожаном плаще американского производства, полученном по лендлизу. Это был энергичный и весьма добропорядочный человек. Заводские девчонки его звали «папа Гутман».
Григорий Еремеевич, в ваших архивах сохранилась фотография коллектива ЦЗЛ тех давних времен. Расскажите, кто на ней и что это за люди.
Да, это у меня единственное фотосвидетельство о тех временах. Мы сфотографировались на заводе по поводу очередного награждения медалями «За доблестный труд». Война была позади, приближался 1946 год. Награжденные сидят в первом ряду, вторая (справа налево) Елизавета Алексеевна ШансонБавыкина. Она возглавляла химикоаналитическое отделение. Все химические анализы выполнялись под ее руководством. Она была эвакуирована из Ленинграда.
Рядом с ней М.А. Явнель, который в тот момент возглавлял ЦЗЛ. Он был осужденным, а ранее возглавлял Государственный институт редкоземельных металлов. Он был хорошим организатором, но вскоре, после окончания срока, вернулся в Москву. А на его место был назначен Иван Яковлевич Башилов. На фотографии он сидит рядом с ним.
Башилов человеклегенда. Ученый, который в молодости бок о бок работал с великими людьми академиками Вернадским, Курчатовым, Хлопиным. Еще в молодые годы им были сделаны научные открытия в области технологии производства урана 238, радия и ванадия. На Красцветмете он продолжал эти работы и открыл новые методы получения рутения, родия и иридия. В Красноярск он приехал прямо из Бутырки (в фуфайке, поношенной ушанке, с котомкой за плечами) и был зачислен простым исследователем. Но его заслуги и авторитет были настолько велики, что руководство завода, пробивая все существующие стереотипы и каноны, неоднократно представляло его к награждению.
По характеру он был эталоном интеллигентности, ходячая энциклопедия знаний, неистовый экспериментатор. Он всегда умел организовать всех на рождение новых идей. Вокруг него существовала борьба идей. Особенно часто с ним конкурировала А.Н. Федорова (во втором ряду четвертая). Она была также доктором наук из семьи потомственных уральских аффинажеров. Федорова тоже была осужденной и часть срока отбывала в Норильлаге.
Восьмым во втором ряду стоит ее брат Сергей. Уникальный аффинер. Впоследствии он перешел работать в один из цехов завода.
Десятым во втором ряду стоит ленинградский профессор доктор химических наук Р.Л. Мюллер. Он в очках, у него было плохое зрение. Осужден по 58й статье и прибыл на завод одним из первых в 1941 году. Поэтому его долгое время водили на завод в колонне под конвоем. Но в момент съемки они уже жили на территории завода. Всем им сшили хорошие костюмы полувоенного покроя. Рудольф Людвигович обладал обширными познаниями в теоретической химии. Он занимался проблемами электрохимических методов разделения благородных металлов. Разработанные им методы стали наиболее эффективными в технологии аффинажа, многие из них с успехом используются до сих пор.
Следующим за ним на фото стоит В.В. Недлер, тоже осужденный по 58й, физикспектроскопист. Мой руководитель. В центре второго ряда я ваш покорный слуга. В третьем ряду (третья справа) главная помощница И.Я. Башилова моя будущая супруга, Софья Александровна Каримова. В 1946 году мы зарегистрировали наш брак. Первый сын у нас родился в 1947 году, а второй в 1950м. Завод предоставил нам квартиру, и жили мы рядом с В.И. Долгих.
В 1948 году он студентом прибыл на заводскую практику. Работать с людьми Владимир Иванович умел и науку уважал. Став первым секретарем крайкома, он часто посещал КНЦ, приходил в институт физики. Он всегда был очень прост, доступен и никого из своих прежних соратников по работе не забывал.
Софья Александровна Каримова (Золотухина) родилась в г. Ижевске. Окончила в 1937 году школу и поступила в Уральский индустриальный институт на химико-металлургический факультет. После окончания его в конце 1942 года прибыла на Красноярский аффинажный завод. Начала свою трудовую деятельность с обучения на опытной обогатительно-аффинажной установке по получению платины и палладия. Принимала участие в ее запуске и получении первых килограммов платинового и палладиевого порошка из сибирской руды. В числе первых ей был присвоен высший 9 разряд старшего аффинера. Протокол ? 1 от 26 апреля 1943 года, подписанный Егуновым, Никитиным, Рахимовым и Селиверстовым, хранится в заводском музее, как историческая реликвия.
После создания ЦЗЛ С.А. Каримова была переведена в состав научно-исследовательской группы под руководством проф. И.Я. Башилова, где она начала заниматься разработкой технологии получения рутения. Рутений был впервые обнаружен в норильских шламах лишь в 1945 году. Концентрация его не превышала тысячных долей процента. Научное руководство поиска путей извлечения рутения было возложено на И.Я. Башилова. Исследования в этом направлении длились несколько лет. Первые попытки извлечения рутения были не очень эффективными. Но к 1949 году была создана новая технология. Она отличалась снижением трудовых затрат, простотой оборудования и компактностью его расстановки. В 1950 году завод организовал уже крупномасштабное производство рутения по новой технологии.
За разработку и внедрение этой технологии коллектив авторов в составе Н.С. Селиверстова, Н.А. Кучмистовой, Ю.Д. Лапина и С.А. Каримовой получил Сталинскую премию. Эта технология проработала на заводе ровно 10 лет и лишь в 1960 году была заменена другой, более эффективной.
С.А. Каримова в составе ЦЗЛ работала на разных должностях, а с 1953 года возглавила аналитическую лабораторию, которой руководила до наступления пенсионного возраста, но и после этого она продолжала трудиться инженером техотдела еще 10 лет. |
Григорий Еремеевич, вы прекрасно выглядите в свои 80 лет. В чем секрет?
В этом нет никакого секрета. Я всегда вел активный образ жизни. Мы с женой Софьей, как только кончалась работа, сразу же на «Столбы». И детей с пеленок к этому приучили, и внуков. Кроме того, зимой лыжи, летом турпоходы. Я, можно сказать, пешком исколесил весь край и все горы облазил.
Над чем сейчас работаете?
Я не оставляю научное руководство по тем проблемам, которые связаны со спектроскопией. В Красноярском филиале железнодорожного университета веду большую хоздоговорную тему по анализу качества горючесмазочных материалов методами спектроскопии и влияние их на работу двигателей железнодорожного транспорта. Создал лабораторию «Светокультура» в школе № 138. Веду у старшеклассников кружок научного общества учащихся. Мои подопечные, как правило, хорошо выступают на научных конференциях учащихся, часто занимают первые места на районных и краевых конкурсах. Некоторые из них завоевывают право докладывать о своих результатах на общероссийских конференциях.
Спасибо, Григорий Еремеевич, за обстоятельную беседу. Успехов вам и вашим подопечным!
Юрий МАШУКОВ