Новые политические, экономические, социальнобытовые условия, сложившиеся за последнее десятилетие в современной России, в корне изменили некоторые традиционно существовавшие представления о мерах безопасности как государства в целом, так и отдельно взятого региона. Появились новые проблемы, возникли новые задачи, которые предстояло решать, основываясь на реалиях сегодняшнего дня. Некогда мощный и энергично развивающийся экономически край с целым комплексом военнооборонного значения нынче проходит жесткое испытание рыночными отношениями. Спад в производстве, экологические проблемы, массовая безработица, задержка выплаты заработной платы, конфликты в приграничных районах и на территории России, угроза международного терроризма заставили искать новые пути решения жизненноважных проблем. Этой цели служат специальные комиссии, отражающие совместные интересы Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. На вопросы нашего корреспондента отвечает Анатолий Алексеевич Ковригин, советник губернатора, секретарь Совета безопасности по вопросам ведения Красноярского края.
Обеспечение безопасности населения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии задача сложная, требующая совместных усилий различных организаций и ведомств. Как сегодня, на практике, выглядит это процесс?
Несмотря на особенности административного устройства Красноярского края, профессиональных интересов представленных в крае федеральных служб и структур существуют современные проблемы, которые одинаково характерны для всех и от эффективного решения которых зависит нормальная жизнь населения. Вот почему администрация Красноярского края, основываясь на нормативных актах правительства Российской Федерации, опыте решения сходных задач иными субъектами федерации, инициировала создание нескольких специализированных комиссий, призванных решать комплекс проблем, в том числе связанных с безопасностью. Для этого потребовалось четко определить точки соприкосновения, найти баланс взаимных интересов, в том числе и среди силовых структур. Так возникли Совет безопасности, Региональная антитеррористическая комиссия, Комиссия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО ЧС). Их задача формирование поля для информационного обмена между правоохранительными органами по темам, которые интересуют в данный момент краевую администрацию, а также доведение позиций администрации до силовых ведомств. На этой основе координируются совместные решения проблемных вопросов в интересах населения края.
Такие комиссии действовали при прежней администрации, а новая администрация придала этой работе более энергичное направление. Надо сразу отметить, что мы очень бережно отнеслись к тому, что существовало прежде, тщательно изучили структуру и состав комиссий, эффективность их работы. Мы хотели избежать эффекта «слона в посудной лавке», когда применяется революционный подход, при котором сначала все разрушается до основания, а затем возводится заново. Тем не менее, коекакие перемены произошли в составах и распорядке работы совета и комиссий. Они были вызваны новыми задачами, которые предлагала сама жизнь. Так, по распоряжению губернатора А.Г. Хлопонина, заседания стали проводиться ежемесячно, а не ежеквартально, как было прежде. Значительно сократилось число постоянных членов совета и комиссий, зато количество приглашенных специалистов увеличилось многократно и варьируется в зависимости от конкретно обсуждаемого вопроса. Иначе говоря, перечисленные совещательные органы получили возможность более оперативно и гибко принимать решения. Надо отметить, что заседаниям совета и комиссий, вопросам, которые ими рассматриваются, предшествует большая подготовительная работа. Проблема исследуется, анализируется, в том числе тщательно отрабатывается юридическая сторона вопроса, вырабатываются алгоритмы возможных решений, и лишь затем проблема выносится на заседание. Поэтому сам процесс обсуждения и принятия губернатором решения не занимает много времени. Подобная практика позволяет оперативно реагировать на изменения в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности населения.
Например, сегодня администрация края максимально заинтересована в эффективном управлении государственной собственностью. Заинтересована в том, чтобы предприятия края быстрее выходили из кризисного положения и начали работать, создавая рабочие места, принося прибыль, уплачивая налоги в краевую казну. Согласитесь, что вопрос подъема экономики является краеугольным в обеспечении безопасности жителей. Их благополучие, достойное существование напрямую зависят от эффективности экономики. Я не буду детально рассказывать об особенностях этой работы, лишь замечу, что к ней привлекаются ведущие специалисты различных областей, люди, способные не только видеть основу проблем, но имеющие достаточный опыт и практические знания для выработки грамотного решения на основе реальной информации.
Порой безопасность людей зависит и от того, насколько неконфликтным будет отношение руководителей разных служб и ведомств. Когда энергетики грозят отключением электроэнергии производств, технологический цикл которых прерывать нельзя в силу возможных экологических катастроф, как Совет безопасности края, администрация реагируют на эти моменты?
Текущим урегулированием подобных вопросов в основном занимается соответствующий заместитель губернатора Сокол С.М., рассматривающий «энергетические» конфликты с позиции государства и закона, по возможности абстрагируясь от интересов спорящих сторон. Вмешательство совета носит чрезвычайный характер, когда возникает необходимость исследовать проблему именно через призму безопасности, учесть при её разрешении некие специфические факторы. Наверное, механизм наших действий проще будет понять, если я приведу конкретный пример. Многолетние задолженности вынудили энергетиков пригрозить отключением некоторых объектов Министерства обороны, находящихся на территории Красноярского края. Указанное могло повлечь за собой нежелательные последствия, в том числе связанные с безопасностью большого числа жителей. Именно этот момент и привлек внимание аппарата Совета безопасности. Мы обратились с письмом в вышестоящие военные структуры с предложением о незамедлительном начале диалога с энергетиками с целью совместного достижения договоренностей о реструктуризации задолженностей, не доводя ситуацию до конфликта. Подчеркну, совет не подменял ни арбитражные суды, ни какието другие государственные структуры. Мы среагировали на событие, которое входило в сферу наших профессиональных интересов, связанных с безопасностью края. Действовать строго в рамках закона наша обязанность.
Но ведь с таким письмом могли обратиться и сами энергетики?
Конечно, могли и, возможно, они это сделали. Дело в том, что в практике своей работы руководители «Красэнерго» в ответ на предупреждения должников о прекращении подачи энергии нередко слышат не всегда обоснованные и корректные заявления о катастрофических последствиях подобных действий для жизнеобеспечения территорий, предприятий и безопасности населения. Совет безопасности по вопросам ведения Красноярского края, Региональная антитеррористическая комиссия не заинтересованы в фальсификациях, и поэтому их мнение может являться определяющим для принятия окончательного решения. Кроме того, у нас есть возможность при необходимости обращаться в вышестоящие инстанции в Совет безопасности Российской Федерации или администрацию президента.
События последних лет показали, что безопасность населения это не только техногенные, экологические проблемы, но и реальная угроза террористических актов. Какие меры, связанные с этим видом безопасности, принимаются Региональной антитеррористической комиссией (РАК), насколько они эффективны?
Действительно, события последних месяцев убедительно показали, что террористические проявления могут произойти в любое время, на любой территории, и никто не может быть на сто процентов уверен в своей безопасности. Необходимы новые подходы к организации работы Региональной антитеррористической комиссии, которые находят выражение прежде всего в большей конкретизации действий. В отличие от прошлых лет сегодня деятельность комиссий, в том числе и антитеррористической, приобретает некий системный характер. Заново изучаются все объекты, которые могут представлять интерес для террористов, проводятся необходимые мероприятия для обеспечения их безопасности. Например, только что завершены работы по Красноярской ГЭС. Объект сам по себе примечательный, его нередко упоминают в связи с потенциальной угрозой затопления населенных пунктов, в том числе Красноярска. Тщательному исследованию были подвергнуты всевозможные варианты рисков и последствия, исходя из того, что ГЭС является не только предприятием энергетики, но и гидрорегулирующим сооружением. Серьезность подхода к вопросу можно охарактеризовать и тем, что для его решения в Красноярске в течение двух недель работала специальная комиссия Главного контрольного управления при администрации президента. В итоге сделано заключение, которое легло в основу антитеррористических мероприятий, осуществляемых руководством ГЭС. Сейчас за этот объект мы почти спокойны. Точно такие исследования проводятся на всех объектах, включая бывшие предприятия ВПК.
Создание современных защитных мер на объектах это часть проблемы. Необходима работа с населением?
Решения антитеррористической комиссии предусматривают обучение руководителей предприятий, иных террористически привлекательных объектов, населения тому, как вести себя при появлении признаков наступления реальной угрозы и совершения террористических актов. Одной из первоочередных задач мы считаем выработку у населения осознанного чувства бдительности. Не мнительности и подозрительности, а именно бдительности. И в этой работе члены РАК намерены опираться на средства массовой информации. Человеку необходимо знать на что он должен обращать внимание и как действовать в том или другом случае: куда звонить, обращаться, каким образом обезопасить себя и других.
Деятельность РАК ни в коем случае не должна вызывать вздорных слухов, подозрений, сеять панику. Исследования по той же Красноярской ГЭС убедительно засвидетельствовали не будет затопления города, не будет массовой гибели людей, не смоет Дивногорск. А это само по себе не мало. Ведь людей обычно страшит не реальная угроза, а незнание ее, неопределенность. Мы, проводя ревизию объектов, получаем реальные знания, на основе анализа которых строим работу, в том числе и с населением, и со средствами массовой информации.
Что входит в компетенцию Совета безопасности?
Совет безопасности по вопросам ведения Красноярского края под председательством губернатора края обсуждает стратегические вопросы, которые находятся за рамками борьбы с терроризмом. Его деятельность, как правило, строится на плановой основе. На ближайшее заседание совета будет вынесено изучение комплекса проблем, связанных с расформированием и сокращением некоторых воинских частей, дислоцированных на территории Красноярского края. Например, по ЗАТО «Кедровый» надо прежде всего определиться в экономической и социальной целесообразности дальнейшего существования поселка, а затем наметить пути достижения намеченной цели.
Анатолий Алексеевич, что вы желаете накануне Дня защитника Отечества своим друзьям, коллегам?
В советские времена 23 февраля отмечалось, скорее, как просто мужской праздник и дань уважения ветеранам гражданской и отечественной войн. К сожалению, в последние годы праздник приобрел иной оттенок, и мы в этот день с горечью называем все новые и новые имена тех, кто в мирное время исполнил свой гражданский долг, но не сохранил себя. Наше поколение проходит жестокое испытание, и среди тех, кому выпало служить в «горячих» точках, есть и мои друзья. Я обращаюсь в первую очередь к ним с пожеланием достойно выдержать эту ношу и невредимыми возвратиться к семьям. Всем остальным мира на внешних границах Родины и реальной безопасности во всех ее проявлениях.
Сергей ПОПОВ