Артисты балета и музыканты оркестра Красноярского театра оперы и балета встречали 2003 год в Лондоне, на Трафальгарской площади, приветствуя приход нового года радостными криками «Ура, Красноярск!».
Какой бы нарядной и привлекательной ни была старушка Европа в своем рождественском наряде, но поводом для визита была не ее привлекательность, не великолепные старинные замки английских аристократов, не знаменитые лондонские туманы, не ухоженные парки с вечнозелеными растениями, ровными газонами и распустившимися цветами на клумбах в разгар зимы.
Настоящей рождественской сказкой оказались для артистов театра оперы и балета гастроли в Великобританию, которые организовала продюсерская фирма с мировым именем «РАЙМОНД ГАББИ». С 18 декабря 2002 года по 4 января 2003 года два красноярских балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» могли увидеть жители столицы княжества Уэльс, города Кардифф. Столь ошеломляющий успех артистов не из Москвы или Санкт-Петербурга, а из далекого сибирского города, даже название которого никому не известно в Кардиффе, наверное, в какой-то мере стал неожиданностью для самих устроителей гастролей. Если первые два дня в зрительном зале еще были свободные места, то последующие спектакли проходили при полном аншлаге. Оценить мастерство наших исполнителей стремились жители не только самого Кардиффа, на главной концертной площадке которого в Зале Святого Дэвида выступали артисты. На спектакли съезжались зрители из всех окрестных городов.
Как утверждают, этот зал обладает удивительной акустикой. Именно в этом городе, в этом зале когда-то бывший солист Красноярского театра оперы и балета Дмитрий Хворостовский стал лауреатом международного конкурса оперных исполнителей. С того момента и началась звездная карьера нашего земляка. Есть некая знаковость в том, что красноярский балет выступал на сцене этого знаменитого концертного зала, и именно поэтому гастроли были столь успешными.
Нельзя не сказать красноярский оркестр в этом зале звучал прекрасно, что не преминули отметить не только зрители, устраивавшие отдельные овации оркестру, но и генеральный директор компании «Раймонд Габби» Роберт Джолли, который два раза проделал трехчасовой путь из Лондона до Кардиффа и посмотрел оба красноярских балета. Оркестранты слегка смущались, но по их счастливым лицам было видно, как приятно получать достойную оценку своему творчеству, когда даже столь искушенная публика, как английская, шквалом аплодисментов приветствовала оркестр. Вообще и артисты балета, и музыканты оркестра отмечают удивительную открытость, доброжелательность зрителей Кардиффа. «Они приходят на спектакль с желанием получить удовольствие и не стесняются этого. Они искренни в выражении чувств и проявлении эмоций, это не может не подкупать», говорят артисты.
Что же касается непосредственно спектаклей, то было отмечено «удивительно современное звучание традиционных балетов без использования чрезмерного натурализма и модернистских выходок западных постановок, легкий юмор и тонкая ирония, карнавальный характер «Щелкунчика» и необычная трактовка «Лебединого озера». Особой оценки заслужили костюмы и декорации к спектаклям. Была положительно оценена хорошая подготовка артистов балета, исполнительское и актерское мастерство солистов, качественное звучание оркестра. Все это вызвало вполне естественный интерес публики, и как итог приглашение на следующие гастроли в Великобританию. И даже в Зале Святого Дэвида, несмотря на двадцать уже прошедших спектаклей, хотели бы еще раз увидеть красноярский балет.
О высокой оценке профессионализма и качества постановок нашего балета красноречивее всего говорят отклики британской прессы, отметившей, что «хотя представленная версия «Щелкунчика» не самая традиционная, но от этого она только стала еще более живой и зрелищной». Газета «South Wales Echo» писала о «Лебедином озере»: «Постановка сибиряков была удивительной с самого начала и остается такой до конца. Она напомнила нам, каким магическим может быть балет «Лебединое озеро», когда он хорошо поставлен. Это все равно, что детская сказка, притворившаяся в жизнь».
Думаю, успешные гастроли театра в Великобритании не удивили тех, кто интересуется балетом и наблюдает за достижениями красноярских артистов, ведь это было далеко не первое зарубежное турне. Даже консервативные европейцы отошли от стереотипа, что искусство в России есть только в Москве и Санкт-Петербурге, а все, что создается в провинции, не может быть интересно. Последние гастроли еще раз доказали, что Красноярский театр оперы и балета со своими спектаклями давно вышел за рамки провинциального театра, он способен покорить даже самую взыскательную публику и достоин занимать место среди лучших театров. Он рассказывает своим зрителям великолепные сказки и не только рождественские.
Людмила УСАЧЕВА