Из досье: Елена Ивановна НОВИКОВА. Родилась в 1973 году в г. Южно-уральске. С 1988 по 1992 гг. училась в Челябинском художественном училище на отделении живописи. Закончила в 1998 году мастерскую монументально-декоративной керамики Красноярского государственного художественного института под руководством профессора А.Я. Мигаса. С того же года работает в мастерской художественной керамики «Зедь» под руководством Ивана Кротова. Участница краевых и городских выставок, а также выставки в Новосибирске и Кемерово. Замужем за скульптором. Воспитывает сына Алексея, которому сейчас два с половиной года.
История любви к глине, по словам самой Елены, уходит корнями в глубокое-глубокое детство, когда она училась еще в художественной школе Южно-уральска, где был свой фарфоровый завод и много мастерских, связанных с изготовлением посуды. Не было проблем ни с глиной, ни с ее обжигом и росписью. Да и в самой школе были замечательные преподаватели…
В художественном училище училась на живописном отделении у преподавателя С. М. Зарипова, а затем – очередной поворот судьбы: Елена Новикова едет в Красноярск, чтобы поступить на отделение керамики. Почему?
– Считаю, что керамика таит в себе больше возможностей: в ней можно работать с объемом и плоскостью, используя графические и живописные приемы. Что касается живописи, то могу ею заниматься хоть сейчас. Когда я училась в художественной школе, года два керамику у нас преподавала Е. Щетинкина – главный художник фарфорового завода. Человек эмоциональный и очень любящий свое дело. Наверное, она и зародила во мне желание работать с глиной. Мы лепили, красили, бывали на заводе – просто замечательно. Моя мама в некотором роде художница – с детства лоскуточки, ленточки. Вот и еще одна причина стать художницей.
– Что больше всего нравилось рисовать?
– Зверей… Человек казался мне менее интересным.
– Откуда появилась идея создавать крокодилов?
– Началось все с того, что мы с сыном стали читать сказки Чуковского, например «Краденое солнце». А у Корнея Ивановича крокодил – персонаж замечательный. Ребенку очень понравилось. Сидели и рисовали. Потом у меня появились какие-то образы, и я решила: «Надо лепить!». Так и появились мои крокодилы. Мне нравится архаическая керамика, например, у индейцев есть что-то подобное. В Древнем Египте изготовление керамических сосудов связано с водой. Где-то видишь, в памяти откладывается, затем рисуешь.
– А ваш Алеша сам уже рисует?
– Вообще он у меня любит машины рисовать и паровозы. Для своего возраста рисует очень хорошо. Дизайн автомобилей у него всегда разный. Наверное, тоже будет художником – скульптором или керамистом…
– Как вы попали в мастерскую Ивана Николаевича Кротова? Наверное, учились у него?
– Мы знакомы еще с первого курса. Он у нас преподавал работу в материале, но особенно мне понравилось гончарное дело. Крутишь гончарный круг – и дыхание замирает! Особенно когда делаешь большие формы. Конечно, мужчинам здесь проще, поскольку дело это вовсе не женское – большие силы надо прикладывать. Может быть, когда поступала в институт, не думала – насколько все это затягивает, а уже потом, общаясь и сотрудничая с Иваном Николаевичем, поняла: едва начинаешь заниматься – и буквально завораживает! Здесь, к сожалению, росписи маловато, в основном идет шамот, можно было бы роспись и по плиткам делать… Да всем хочется заняться, просто времени не хватает. Когда я заканчивала институт, Иван Николаевич открыл свою мастерскую – пригласил меня и нескольких моих однокурсниц. Это сейчас в мастерской все красиво, а начиналось буквально с нуля, с пустоты – один-два стола.
– И все-таки, чем вы будете заниматься после крокодилов? Они ведь не вечны…
– Есть идея сделать серию работ по теме «город». И связана она с моей родиной, ее старой архитектурой. А еще очень хочется лепить лошадей…
Сергей ПАВЛЕНКО