«Свой избирательный участок считаю наиболее сложным и трудным, потому что в него входят все фактории нашего района, и часть Ванавары. Жизнь на факториях тяжела это необеспеченность продуктами, одеждой, удаленность и необустроенность. Так как я являюсь председателем комитета по социальной политике, материнству и детству, естественно, во главу угла ставлю вопросы социальной защиты населения.
Не случайно поэтому наш комитет стал инициатором разработки таких законов, как «О квотировании рабочих мест для особо нуждающихся и слабозащищенных слоев населения», «Об адресной социальной помощи», «О социальном обслуживании населения». Сейчас совместно с комитетом по культуре, спорту, туризму и молодежной политике работаем над Законом «О социальной защите участников боевых действий».
На второй сессии этого созыва Законы «Об адресной социальной помощи» и «О квотировании рабочих мест для граждан, остронуждающихся в социальной защите» были приняты.
Под адресной социальной помощью подразумевается то, что помощь теперь будет оказываться адресно, то есть каждому конкретному человеку. Право на получение такой помощи имеют те, чей среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, то есть 2580 рублей на одного члена семьи. Помощь может быть как в денежном выражении, так и в виде продуктов, одежды, путевок.
Сейчас за чертой бедности, к примеру, в Тунгусско-Чунском районе живут более 50% населения, особенно это касается коренного населения, проживающего на факториях.
В комитете по делам коренных малочисленных народов Севера и межнациональным отношениям, членом которого я являюсь, мы на это обращаем особое внимание.
Считаем, нужна какая-то производственная форма для организации рабочих мест: совхозы мы «благополучно» кончили, родовые общины, например, в нашем районе не получили развития. Вот и получается, что у коренного населения за мешок муки или за бутылку скупают пушнину, и местные жители опять остаются без средств существования.
В этом году совместно с комитетом по аграрным вопросам мы настояли на том, чтобы на развитие оленеводства, на поддержку сельского хозяйства были выделены средства. Шесть миллионов в бюджет были заложены.
Сегодня мы столкнулись и с тем, что в районе практически нет национальных кадров. Совместно с комитетом по делам коренных малочисленных народов Севера разрабатываем Закон «О кадровой политике в Эвенкийском автономном округе».
В работе с избирателями провожу личные встречи. Такие встречи состоялись практически в каждом поселке нашего района. Так, по наказам избирателей из поселка Стрелка восемь детей по путевкам отдыхали на Черном море, в Анапе. Часть ребятишек побывали в лагере под Минусинском. Это же касается и детей-инвалидов, для которых добиваемся выделения путевок на санаторно-курортное лечение. Обращаются участники боевых действий в Чечне, ребята, к счастью, не являются инвалидами, но они пережили ту войну и, естественно, нуждаются в реабилитации.
Часто бывая на факториях, вижу бедность наших детских учреждений и тоже стараюсь как-то помочь игрушками, спортивным инвентарем. Лично выступила спонсором проведения КВН в стрелковской школе, занимаюсь доставкой гуманитарной помощи на фактории.
Приходится решать и жилищные вопросы, и по обеспечению инвалидов транспортом. На сегодня практически все инвалиды им обеспечены. Нынче наш район получил 4 автомобиля «Ока».
Большая работа ведется по присвоению звания «Почетный житель Эвенкии». Многие жители нашего района являются ровесниками округа, а почетных жителей у нас в районе всего четыре. Сейчас наш комитет ходатайствует о присвоении этого почетного звания еще троим жителям п. Стрелка.
Сейчас разрабатываем Закон «Об опеке и попечительстве», потому что социальных программ, адаптированных к Эвенкии, у нас практически нет, то же касается и федеральной Программы «Дети Севера», Закона «О социальной защите инвалидов». Считаю: нам как воздух необходима Программа по социально-экономическому развитию Эвенкии, тогда мы не будем решать вопросы наскоками, а будем планомерно работать по конкретной программе действий».