- Сергей Сергеевич, несколько слов о сегодняшней Уральской трубной для тех, кто еще, возможно, не успел с ней познакомиться. Расскажите, какова номенклатура предлагаемой вашей компанией продукции, каков круг партнеров ООО «УТК»?
- Достаточно большой ассортимент горячекатаных, электросварных, газопроводных, оцинкованных, обсадных, бурильных труб дополняется таким немаловажным профилем, как металлопрокат и элементы трубопроводов. На каждом филиале создана металлобаза, на которой для удобств клиента организованы «витрины», отражающие весь представленный на базе ассортимент. Для повышения уровня сервиса на каждую базу закупается оборудование для резки, сварки и гнутью труб. Самой востребованной услугой является доставка и погрузочно-разгрузочные работы.
Что касается партнеров, то мы работаем со всеми крупными производителями, это: СинТЗ, ПНТЗ, СевТЗ, Волжский ТЗ, Выксунский ТЗ, ЧТПЗ и ряд предприятий, производящих металлопрокат. В настоящий момент металлургический рынок пришел к тому, что производители должны устанавливать более близкие связи с металлотрейдерами. Система личных связей помогает решать наболевшие проблемы информационного обеспечения и поставок.
Среди наших клиентов - нефтеперерабатывающие, нефтедобывающие предприятия, жилищно-коммунальные хозяйства; также в уже оформленный круг постоянных клиентов входят предприятия «РУСАЛа», «СУАЛ-Холдинга», администрации краев и областей, в которых присутствуют филиалы компании.
- Как бы вы охарактеризовали состояние российского рынка трубной продукции, перспективы его дальнейшего развития?
- Делая в свое время анализ рынка, мы пришли к выводу, что пошлины, вводимые США и ставшие притчей во языцех, конечно, отразятся на металлургическом производстве, но в условиях ограничения металлопоставок на Запад предприятия-производители обратят свое внимание на Ближний Восток. И, разумеется, на внутренний рынок, потенциал которого вследствие 80 - 90-процентной степени износа мощностей того же ЖКХ остается достаточно большим, и если раньше предприятия практически не задумывались о том, как будет реализовываться продукция, достаточно было металлотрейдеров, то сейчас ситуация качественно меняется. Такая своего рода беспечность заводов была связана с достаточно хорошим спросом на металлопродукцию. При снижении потребления трубной продукции, например нефтяниками, из-за зимнего падения цен на нефть и приостановления ряда инвестиционных проектов, восстановление которых самими нефтяниками планируется на четвертый квартал текущего года, предприятия-изготовители оказались в достаточно сложном положении (напомню, что нефтяной сортамент является одним из самых дорогих). Таким образом, второй и третий квартал станут своеобразным экзаменом для заводов-производителей, когда задачей особой важности будет расширение предоставляемых сервисных услуг, влияния на внутренний рынок.
В последнее время увеличивается давление на рынок стольных труб товаров-заменителей: труб из полипропиленовых материалов и труб из цветных металлов. Это перспектива пяти-десяти лет, в ближайшее же время производители будут вынуждены обратить более пристальное внимание на реализацию труб общего назначения на внутреннем рынке.
- Сейчас основной темой обсуждения в российских металлугических кругах стала идея создания при металлургических холдингах собственных трейдинговых структур - металлоцентров с расширенной системой сервиса. Не окажутся ли металлотрейдеры и металлоцентры металлургических холдингов непримиримыми конкурентами?
- На мой взгляд, в настоящий момент существуют два варианта развития событий. Первый, когда предприятия-изготовители создают собственную сбытовую сеть. Второй - создание сбытой сети на основе сотрудничества с действующими металлотрейдерами. Первый вариант, требующий значительного отвлечения оборотных средств, грозит технологическим отставанием в начавшейся гонке за качество продукции между конкурентами-производителями, что, как следствие, приведет к потере доли рынка. Второй вариант представляется более разумным, выгодным как для предприятий-изготовителей, так и для компаний-продавцов. Мое видение ситуации таково: металлотрейдеры в настоящий момент работают более цивилизованно, могут договориться друг с другом по ценовой политике как в целом, так и в отдельных регионах. Так что я не вижу пока оправдания отрицательным сторонам создания заводами собственных металлоцентров. В конце концов, рынок как говорится, расставит все на свои места.
- Но все-таки в дискуссии по созданию торговых домов главный акцент последними делается на сервис. Холдинги готовы предоставить средства на приобретение оборудования для подобных металлоцентров.
- Естественно, все зависит от уровня организации. Конкурировать, конечно, с такими «монстрами» сложно, но все-таки возможно, они не готовы работать с мелкими потребителями. Кроме того, металлотрейдеры имеют свою постоянную клиентскую базу. Дальнейшее развитие событий нам видится по схеме сближения предприятий-производителей и отдельных крупных металлоторгующих компаний, с предоставлением последним прав на так называемое эксклюзивное трейдерство. То есть существует очень большая вероятность создания на базе крупных металлотрейдеров аналогов металлоцентров.
- Чем ООО «Уральская трубная компания» выгодно отличается от других металлотрейдинговых компаний?
- Залог успеха ни для кого не является тайной, его составляющие - это широта ассортимента и высокий уровень сервиса во всей компании. Имея разветвленную филиальную сеть, мы придерживаемся принципа, согласно которому филиал в плане предоставляемых клиенту услуг должен повторять центральный офис; это и индивидуальный подход к клиенту, и возможность комплектации, отличной от заводской, и резка металла любой сложности, и доставка (разгрузка) в любое удобное для клиента время, и гибкое ценообразование. Сейчас, разрабатывая ряд методик по увеличению сервисных услуг, мы рассматриваем вопрос о возможности кредитования индивидуального покупателя. Приоритеты нашей компании выражаются в девизе «Кадры решают все!». В ситуации конкуренции, постоянной борьбы технологий и персонала выигрывает наиболее сильная, обученная команда, а эти понятия подразумевают под собой грамотность и динамичность. Наша компания активно сотрудничает с центром подготовки руководителей, благодаря чему мы затрагиваем такие наиболее острые темы, как логистика, т. е. товарно-сырьевые цепочки от производителя до конечного потребителя; улучшение сервиса; взаимодействие между подразделениями. В настоящее время наша филиальная сеть сконцентрирована на востоке страны, конечная географическая точка - Владивосток. Не так давно открытием пяти новых филиалов было принято решение проводить активную экспансию в западные регионы.
Данил ЮЖАЛИН