Диалог культур «Запад - Восток»
Вера Ситникова: Нынешние гастроли на Тайвань - вторая встреча с китайским зрителем. Два года назад наша труппа представляла балет «Царь-рыба». Страна имеет уникальные возможности развития культурного пространства, уровень сценических площадок и техническая оснащенность залов, среди которых огромные пространства по 3000 мест, впечатляет. Любой город Тайваня живет насыщенной культурной жизнью. Так, например, мы выступали среди коллективов, представляющих национальную культуру других стран: это и американский мюзикл, и испанский коллектив фламенко, ирландский ансамбль волынок… Из гастрольных спектаклей наша «Дочь Эдипа» вызвала особый восторг. Вероятно, ритуальная сторона музыки на ударных, на котором основан спектакль, связана с психологией восприятия в Китае. В этой стране барабаны и все ударные инструменты имеют большое значение. Это нечто фантастическое! Мы попали в дни национального праздника встречи весны, и вокруг театра Тайбэя площадь была заполнена народом со светящимися фонариками, шли разные представления. Среди них - совершенно необычные выступления барабанщиков-эксцентриков. В этой атмосфере «Дочь Эдипа» оказалась настолько вовремя, что мы получили предложение привезти спектакль еще раз. Музыканты из красноярского оркестра даже поиграли на древнекитайских барабанах фрагменты балета, чем вызвали бурю оваций.
В Китае обязательным условием для уважающего себя китайца считается просмотр балета «Лебединое озеро»: это вечная классика, искусство вне времени и границ, поэтому они увлеченно смотрят разные постановки, редакции, уровень мастерства труппы и хореографии. Кстати, наши педагоги-репетиторы провели несколько мастер-классов классического танца для учащихся местных балетных школ. Такой вот «диалог культур». Восток - дело серьезное.
Роковой цветок Кармен
Сергей Бобров: Могу сказать, что спектакль «Кармен» состоялся. Балетная труппа получила редкую возможность: перед премьерой в своем театре отработать 15(!) прогонов на китайского зрителя, причем с новыми версиями. Удивила реакция китайской публики, ее интерес, поскольку эта аудитория довольно сдержанна в эмоциях, скупа на аплодисменты. «Кармен» принимали даже сильнее, чем «Лебединое озеро», хотя классический балет на Востоке - это «балет балетов». Новое решение «Кармен» не случайно. Это прежде всего постановка двухактного балета в стиле модерн. Мы пошли по принципу выбора музыки Бизе, самой эффектной, узнаваемой, но не повторять известную версию инструментальной «Кармен-сюиты» Щедрина. Так получился новый монтаж музыкальной драматургии, в основе которого и вокальные фрагменты оперы, и оркестровые сюиты Бизе («Арлезианка», «Кармен») и др. С труппой работалось легко, поскольку этот балет в свободной пластике - не первый наш совместный опыт (вспомним «Царь-рыбу, «Дочь Эдипа»). Многое зависит, конечно, от солистов, от творческого потенциала труппы. Приглашение, к примеру, солиста Аркадия Зинова из Уфы, танцовщика высокого уровня, думающего весьма полезно. Его инициатива «заводит» труппу, внутри ансамбля происходит что-то мобилизующее, интересное. Уровень мастерства труппы растет.
Вера Ситникова: Сценический опыт «Кармен» получила прекрасный. Ведь не секрет, что за сезон один спектакль не всегда проходит такое количество представлений.
Впервые в балете присутствует вокал, пока под фонограмму 1936 г., но мы надеемся, что со временем музыка и пение будут исполняться нашим оркестром и солистами. Инициатива заказа постановки принадлежит тайваньскому импресарио. 10 лет назад на Тайване с успехом прошли гастроли Большого театра спектакля «Кармен-сюита» в главной роли с Майей Плисецкой. И вновь был заказан балет «Кармен», но мы прекрасно понимали, что тот спектакль рассчитан только на Плисецкую (никакие исполнители так и не смогли повторить его). Индивидуальность Майи Михайловны определяла хореографический язык спектакля. Меняется время, эстетические пристрастия, поэтому выбор был сделан в пользу нового оригинального решения.
Наталья Хакимова (единственная «Кармен», станцевавшая за время гастролей 10 спектаклей): «Кармен» - моя первая большая работа в стиле модерн, поскольку я классическая балерина, воспитана в академической школе танца. Этот опыт мне был весьма интересен: другая пластика, нет устоявшихся приемов и традиционных терминов. Это всегда «живой» показ хореографа Сергея Боброва, каждого движения, поворота десятки раз - очень кропотливая работа.
Для меня образ Кармен оказался близким и понятным, возможно, потому, что у меня в роду есть и цыганские корни. В каких-то моментах, поступках героини я узнаю себя, это придает состояние уверенности и некой тайны. Прекрасное пение во многом помогало и ярко украсило спектакль. К тому же многие сюжетные линии пластики танца построены по фразам, акцентам: «Не сегодня… Дай мне пройти…» Пение помогает танцевать.
«Щелкунчик»… или Миллион долларов за американскую премьеру
Вера Ситникова: Будущее театров зависит от нас самих. Если мы хотим сохранить театр, балетный или оперный, как вид искусства - мы должны ставить очень дорогие спектакли, все производство не должно быть «дешевым», когда собирается труппа, солисты, хор, оркестр и весь технический персонал - это целая гвардия. Наша публика не сможет позволить себе такие дорогие билеты, как, например, в Москве (от одной до двух тысяч рублей), она более демократичная. Поэтому государство должно дотировать своему народу «возможность жить в традициях культуры». В противном случае, если театр должен будет зарабатывать 80% сам, мы придем к сокращению труппы, совмещению каких-то обязанностей, приблизимся к антрепризе, где все очень рационально. Музыкальный театр не сможет так выжить. Исторически в России всегда существовали императорские театры.
Сергей Бобров: На сегодняшний день российский театр, в том числе и красноярский, один из немногих театров в мире, который имеет возможность поднимать планку спектакля до уровня мирового шоу. Есть возможность при тех достаточно скромных условиях (декорации, свет, костюмы) выпускать качественный спектакль. Надо снять шляпу пред огромным трудом мастерских, когда люди за малые деньги делают чудеса. Если прекратится финансирование государства - будет, я думаю, только хуже: артисты будут уходить, и, в целом, остановится рост театров в России. Сегодня пока есть возможность производить спектакли по уровню оформления лучше европейских. Там - минимум декораций, костюмов, здесь - любые спецэффекты. К примеру, наш «Щелкунчик» в Америке стоил бы по затратам миллион долларов. «Кармен», конечно, не имеет столько эффектов, это - пластический спектакль, и все-таки если бы его сделать только на базе каких-то колготок и комбинезонов - это был бы не российский спектакль. Государство должно решить вопрос: что такое российский театр сегодня, с его опытом и традициями культурного феномена?
В дни ежегодного праздника «Театральной весны» пожелаем удачи нашим театрам, надежды на достойную поддержку (как государства, так и меценатов). Ну, а вдохновения и таланта нам не занимать! Ближайшая премьера сезона КГТОиБ - опера Дж. Пуччини «Богема» (июнь 2002 г.).
Анжелика Лисова
В публикации использованы материалы
и фотографии из архива КГТОиБ