№ 3 (54) МАРТ 2002

   Промышленность и транспорт

Тарифное регулирование в отрасли

Транспортная политика - приоритет государства, так заявил на расширенном заседании коллегии Минтранса России «Об итогах работы транспортного комплекса за 2001 год и задачах на 2002 год» министр транспорта РФ Сергей Франк.
На долю железнодорожного транспорта приходится сегодня 86% грузооборота. Министр путей сообщения Геннадий Фадеев на этой же коллегии в своем докладе отметил, что механизм функционирования МПС требует совершенствования. Необходимы инвестиционные вливания. Нельзя допускать необдуманных и скоропалительных решений. Нужна новая тарифная политика.
Специалисты Красноярской железной дороги рассказали нам о том, как определяются тарифы на различные виды грузоперевозок.


Тарифы на железнодорожные перевозки утверждает правительственная комиссия во главе с председателем правительства РФ В. Б. Христенко. Предложения по тарифам готовятся Министерством по антимонопольной политике.

Грузовой тариф состоит из двух частей - постоянной (тарифная ставка) и переменной (скидки, коэффициенты и индексы к тарифным ставкам).

Средний уровень тарифов определяется с учетом необходимости возмещения экономически обоснованных эксплуатационных расходов по грузовым перевозкам и необходимой прибыли (обеспечение расширения воспроизводства, уплаты налогов, содержание необходимой социальной сферы, а также возмещение убытков от выполнения социальных функций, возложенных государством на железнодорожный транспорт).

На всей территории РФ применяется единая базовая система общесетевых тарифов (Прейскурант).

В Прейскуранте отдельно устанавливаются следующие тарифы:
а) за пользование инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта;
б) за передвижение вагонов, принадлежащих предприятиям или организациям, локомотивом железной дороги;
в) за перевозки в вагонах МПС.

Исходя из различий в себестоимости конкретных видов перевозок, тарифы дифференцируются по таким признакам, как тип вагона, вид отправок (повагонная, мелкая, контейнерная, малотоннажная), степень использования грузоподъемности вагонов, особые условия перевозок (скоропортящиеся, опасные, негабаритные грузы), скорость и расстояние перевозки.

Все грузы дифференцированы по тарифным классам. Каждому классу соответствует определенный коэффициент.

К грузам 1-го класса относятся такие массовые грузы, как уголь, лес, руда, минерально-строительные грузы и др. На перевозки грузов 1-го класса действуют дополнительные скидки от 10 до 30% в зависимости от расстояния.

Тарифы на железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении не повышались с сентября 1997 года до 1 ноября 1999 года. Кроме того, с 15 июня 1998 г. произведено снижение на 25% грузовых тарифов на перевозку таких массовых грузов, как уголь, нефть, руда и мазут, которые занимают около 30% объема в структуре перевозок железных дорог России. Ответного снижения энерготарифов, цен на жидкое топливо, продукцию металлургического производства не последовало. За период с января 1997 г. по октябрь 2000 г. рост тарифов на перевозки грузов внутри страны значительно отставал от роста оптовых цен производителей промышленной продукции. Если последние за этот период увеличились в 2,85 раза, то грузовые тарифы - лишь в 1,7 раза. До февраля 2001 года действовали скидки на перевозки угля по дорогам назначения:
40% от тарифа - на Московскую, Горьковскую, Свердловскую, Южно-Уральскую;
30% от тарифа - на все остальные дороги.

На перевозку леса круглого и пиломатериалов под гарантированные объемы перевозок в 1998-99 годах предоставлялись скидки с тарифа в размере 37 и 32 % соответственно. В 2000 г. в рамках регионального соглашения предоставлялись скидки: на перевозку леса круглого - 21,5%; пиломатериалов, ДВП, ДСП - 32%. Кроме того, в 2000 г. был введен понижающий коэффициент 0,7 на перевозку лесных грузов на платформах.

С ноября 1999 года в связи с инфляцией тарифы повысились на 11%. С 1 января 2000 года - на 15%, с 1 августа 2000 года был установлен повышающий коэффициент 1,185 на все виды грузов.

С 4 декабря 2000 г. снижены тарифные льготы при перевозках грузов во внутригосударственном сообщении:
- угля каменного, руд и концентратов железных, нефти сырой, мазута нефтяного и каменноугольного - до 5%;
- минерально-строительных природных материалов - до 20%;

С 5 мая 2001 года - отмена скидки на уголь.

С 1 июля - повышение тарифов во внутрироссийском сообщении на 17,5%. В результате с ноября 1999 г. тарифы на перевозку лесных грузов увеличились в среднем на 60%, при этом уровень транспортной составляющей снизился на 20% к уровню 1999 г.

Индекс роста уровня тарифов на перевозку угля составил 1,78 к уровню 1997 г. При этом индексы роста цен росли опережающими темпами, например: в промышленности - 2,94; на уголь - 2,3; на электроэнергию - 2,0.
Транспортная составляющая на перевозки угля ежегодно снижается, снижение к уровню 1997 г. - в среднем 24-25%, в то время как отпускная цена на уголь выросла к уровню 1997 г. в 2,6 раза.

В условиях нестабильного положения в экономике политика РЖД была направлена на снижение тарифной нагрузки на потребителей услуг железнодорожного транспорта. В результате начиная с 1997 года на РЖД уровень тарифов на международные перевозки сохранялся стабильно. Несмотря на то, что в условиях индекса роста цен в промышленности баланс отрасли обеспечивался за счет снижения эксплуатационных расходов, тарифы на перевозку некоторых грузов даже снижались.

В целях поддержки лесного комплекса в 1999 году, в зависимости от расстояния перевозок, тарифы были снижены по сравнению с 1998 годом в среднем на 10-27 % при перевозке леса круглого и пиломатериалов на экспорт.

С учетом оживления в экономике в 2000 году МПС России впервые за последние 2 года приняло решение о повышении ставок ТП на перевозки грузов. C 1 октября 2000 г. повысились тарифы на перевозки пиломатериалов на экспорт:
- на расстояние от 2001 до 3500 км - 16,3%,
- на расстояние от 3501 до 5000 км - 21,6%,
- свыше 5000 км - 8,1%.

В первом квартале 2001 года тарифы на перевозки леса круглого на экспорт по сравнению с четвертым кварталом 2000 года увеличились на 0,3-1%, пиломатериалов, в зависимости от расстояния перевозки, - на 11, 2, 1%. До конца 2001 года уровень тарифов сохранялся стабильно. В первом квартале 2002 года тарифы остались на уровне четвертого квартала 2001 года (рост составил 1%).

Транспортная составляющая при этом на перевозки леса круглого и пиломатериалов на экспорт в 2001 г. оставалась на уровне 2000 г. и даже снижалась.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте правительство Российской Федерации постановляет образовать Комиссию правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования под председательством В. Б. Христенко (Постановление № 42 от 22.01.2001 г.)

Для реализации первого этапа унификации грузовых железнодорожных тарифов и на основании решения Комиссии правительства РФ по вопросам тарифного регулирования правление МАП России приняло решение о переходе с 1 августа 2001 г. на оплату перевозок экспортно-импортных грузов через российские порты по Прейскуранту № 10-01. Повышение внутреннего тарифа при этом дифференцировано по родам грузов: на перевозки леса круглого - на 10%, пиломатериалов на 21%, угля каменного на расстояние до 5000 км - на 5%, свыше 5000 км - снижение на 10%, нефти сырой и нефтепродутов - повышение на 30%, металлов цветных и изделий из них - повышение тарифа в 2 раза. В результате при перевозках грузов через российские порты по Прейскуранту № 10-01 по сравнению с перевозкой по тарифной политике уровень тарифов снизился: леса круглого - на 60%, пиломатериалов - на 62-63%, цветных металлов - на 37-40%.

В итоге значительно снизились темпы роста доходности грузовых перевозок. Оплата экспортно-импортных перевозок в соответствии с тарифной политикой РЖД осуществлялась в рублевом эквиваленте от стоимости перевозок экспортно-импортных грузов, выраженной в долларах США. Это позволяло обеспечить конкурентоспособность однородных экспортных грузов на международных рынках вне зависимости от дальности перевозок, т.е. любой экспортер мог везти свои грузы либо в порты, либо на пограничные переходы. Определение стоимости подобных перевозок при использовании внутригосударственного тарифа по Прейскуранту № 10-01 принципиально отличается от тарифной политики российских железных дорог, т.к. стоимость перевозки в этом случае зависит от ее дальности. Соответственно, при переходе на единый тариф по Прейскуранту № 10-01 экспортноориентированные предприятия, расположенные ближе к границе, получают значительные преимущества, поскольку стоимость перевозки их продукции резко снижается. При этом предприятия, расположенные в Красноярском крае и других отдаленных регионах, терпят большие убытки за счет увеличения стоимости перевозок сырья и готовой продукции. По словам Г. Фадеева, в результате планируемого второго этапа унификации будет усилено субсидирование экспортеров за счет потребителей российской продукции на внутреннем рынке. Все это требует большой осторожности при принятии решений о сроках второго этапа унификации (переход на Прейскурант № 10-01 при перевозках экспортно-импортных грузов через погранпереходы).

С 15 февраля 2002 г. Федеральная экономическая комиссия Российской Федерации установила коэффициент 1,16 к действующим тарифам на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении.

Сейчас департаменты МПС России готовят предложения по проведению второго этапа унификации тарифов одновременно с введением с 1 января 2003 года нового тарифного Прейскуранта.

Заместитель начальника Красноярской железной дороги
по экономике И. А. Костенец

Фотоматериалы предоставлены музеем Красноярской железной дороги.

Анонс на апрель


Издательский дом «Миллион» апрельский номер журнала предполагает посвятить лучшим торговым маркам и брэндам, представленным на региональном рынке и заслуживших высокую репутацию и авторитет потребителя.
Предлагаем Вам разместить материал о торговой марке своего предприятия. Предположительно диапазон тем может быть следующим: история (легенда) создания торговой марки; последние маркетинговые исследования по продвижению товара под вашей маркой на рынке; действующая рекламная кампания (цели, формы и методы, целевая аудитория); достижения (дипломы, медали, сертификаты региональных, российских, международных уровней); результаты продвижения торговой марки; ближайшие планы по выпуску новых товаров и услуг.



Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер
Copyright 2002
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта Оникс-Интернет
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"